Что нужно для роста растений?

«Условия необходимые для развития растений.» Учебно-исследовательская работа

Омский Научный центр Сибирского отделения Российской академии наук

Региональная общественная организация «Омский совет ректоров»

Омское региональное отделение Всероссийской общественной организации

«Русское географическое общество»

Детская областная общественная организация

«Научное общество учащихся «Поиск»

БОУ «Воскресенская СОШ», Калачинского района

Муниципальная научно-практическая конференция

школьников и учащейся молодежи

Тема: «НОУ «Условия необходимые для развития растений.»

Учебно-исследовательская работа

Научное направление: окружающий мир

Выполнил :

ученица 2 кл.

БОУ «Воскресенская СОШ»

Бухтоярова Лилия

Научный руководитель:

учитель начальных классов

БОУ «Воскресенская СОШ», Калачинского района

Исакова Ольга Васильевна

2018 год

Аннотация……………………………………………….стр 3

Введение…………………………………………………стр.-4

1. Глава 1. Сбор информации о жизни растений……… стр.-4

2. Глава 2. Собственный опыт ( практическая работа) стр.-12

Заключение……………………………………………… стр.-13

Литература…………………………………………… . стр. -14

Приложение 1……………..…………………………… стр.- 15

Приложение 2……………..…………………………… стр.-16

Аннотация:

На уроках Окружающего мира рассказали нам, что растения, как и животные, являются живыми организмами, которые питаются, дышат и размножаются, для роста и развития растений необходимы: воздух, свет, вода, тепло. Нам хотелось разобраться так ли это на самом деле?

Основополагающий вопрос

Актуально ли изучение жизни растений в домашних условиях?

Проблемные вопросы

Что необходимо растениям для жизни в естественной среде?

Что необходимо растениям для жизни в домашних условиях?

Можно ли вырастить в квартире, в условиях Сибири растения, которые растут в огороде ?

Сравнить некоторые моменты жизни растений в естественных условиях.

Гипотеза: Предположим, что для жизни и роста растений не нужны свет, тепло, вода, значит можно вырастить растение в темноте, на холоде и без полива. Можно ли вырастить зимой в своей квартире растения, которые летом дают плоды на огородах.

Задачи.

  • Собрать информацию и провести эксперименты по заданной теме;
  • Понаблюдать, как развиваются растения в комнатных условиях, в темноте, без тепла, без полива;
  • Попытаться вырастить плоды зимой в своей квартире в условиях Сибири;
  • Проанализировать полученную информацию и сделать выводы.

План исследования:

Исследовательская работа разделяется на две части: теоретическую и практическую. В теоретической части я изучил вопросы проращивания семян и обработал необходимую информацию. В практической части использовал опытно-экспериментальные методы исследования, по результатам которых мною были сделаны соответствующие выводы.

Практическое применение данной работы возможно на уроках окружающего мира, технологии. в кружковой работе, при работе на пришкольном участке.

В теоретической части я изучил литературу и обработал информацию об овощах. Выяснил для чего нужен свет. вода и тепло для роста и развития растения.

Введение:

Чтобы овощные растения хорошо росли, обеспечивали нас своими плодами (независимо от того, корнеплоды это или листья), им требуются определенные условия. Факторы, без которых невозможно существование и развитие растений,— тепло, свет, воздух, питательные вещества. Только их наличие и рациональное сочетание позволят овощным культурам расти, развиваться и плодоносить. При этом надо помнить, что факторы внешней среды одинаково важны и невзаимозаменяемы, т.е. усиленный полив не компенсирует недостаток света или питания; что колебание какого-либо из них изменит воздействие остальных; что разные культуры имеют различные потребности, они могут меняться даже у одного растения в зависимости от фазы его развития.

Глава 1. Сбор информации о жизни растений

Тепловой режим

Чтобы повысить урожайность и качество овощей, надо не только знать, каким образом факторы внешней среды влияют на них, но и уметь регулировать их в соответствии с периодами развития растений.

Овощные культуры нормально растут, закладывают продуктивные органы только при определенном тепловом режиме. Источник тепловой энергии, так необходимой растениям (и не только им),— это солнечная радиация. Не последнюю роль играют и органические вещества, внесенные в грунт, потому что разложение навоза и компоста сопровождается выделением тепла.

Реакция овощных культур на тепловой режим различна, что во многом определяется их происхождением. По отношению к теплу овощные культуры подразделяются на несколько подгрупп:

морозо- и зимостойкие, к которым принадлежат щавель, многолетние луки, эстрагон, чеснок и др. Они легко переносят небольшие похолодания (до -8—10 °С), а их подземные органы (корни и корневища) неплохо зимуют под снегом. Овощи трогаются в рост, когда температура воздуха повышается до +1 градуса, понятно, что интенсивный рост наблюдается при более высоких показателях (+15—20 °С);

холодостойкие (корнеплоды, шпинат, репчатый лук, двулетние капустные растения и др.). Отличительной способностью растений данной группы является то, что они переносят небольшие похолодания (до -1—2 °С) достаточно долго, что без какого-либо вреда для себя несколько дней они могут выдерживать температуру-3—5 °С. Для прорастания семян холодостойких культур требуется температуpa +2—5 °С, а для активного роста и развития — +17—20 °С. Дальнейшее повышение температуры (более +25—28 °С) приводит к угнетению растений, а если показатели поднимаются выше +30 °С, то развитие овощных растений останавливается, что связано с особенностями их физиологии;

умеренно холодостойкие. В эту группу входит картофель, ботва которого погибает уже при 0 градусов (как у теплолюбивых растений), а для интенсивного роста и развития клубней требуется температура +15—20 °С;

теплолюбивые, которым противопоказаны даже кратковременные заморозки (растения погибают, если температура опускается ниже 0 °С). Оптимальный тепловой режим для помидоров, перцев, баклажанов, огурцов и других — +20—30 °С, но они способны выдерживать и температуры, близкие к +40 °С;

жаростойкие, для которых наилучшей будет такая же температура, как у теплолюбивых растений, но и показатель +40 °С и более заметного вреда им не наносит.

В разные фазы вегетации потребность овощных культур в тепле различна (приложение № 1.), что обязательно должно быть учтено при выращивании рассады .

Оптимальный тепловой режим для овощных культур реально создать в условиях защищенного грунта, т.е. в парниках и теплицах. В открытом грунте это сделать несколько сложнее, поскольку придется прибегнуть к определенным агротехническим приемам. Если вы планируете выращивать ранние и теплолюбивые овощи, то для них желательно подготовить высокие грядки, которые быстрее прогреваются солнцем; поможет мульчирование почвы, поскольку покрытие ее различными неткаными и органическими материалами повышает температуру грунта на несколько градусов, а накопление тепла в нем возрастает примерно на 40—45%; тепловой режим стабилизируется и улучшается, если путь господствующим ветрам преграждает кулиса из высокорослых культур, например кукурузы, подсолнечника и др.

Свет для растений

Без света невозможны фотосинтез и накопление пластических веществ. Только при его наличии овощные растения синтезируют и аккумулируют органические вещества, закладывают плоды. При этом особую важность приобретают интенсивность освещения (для основной части растений достаточно 20 000—30 000 лк) и спектр солнечного света, а именно его видимая часть. Среди областей % спектра солнечной радиации наибольшее значение для растений имеют красные, оранжевые, фиолетовые и синие лучи.

Овощные культуры обладают разной потребностью в свете, его продолжительности, спектральном составе и интенсивности. По последнему признаку (он должен быть обязательно учтен при планировании огорода) они подразделяются на такие группы:

очень требовательные (фасоль, помидор, огурец, баклажан и др.);

среднегребовательные (многолетние овощи, шпинат, капуста и др.); S нетребовательные (петрушка, сельдерей, салат и др.).

В зависимости от того, как долго в течение дня растение нуждается в освещении, они представлены следующими группами:

растения короткого дня (огурец, баклажан, фасоль, кабачок, некоторые сорта помидоров и др.), для нормального развития которых требуется световой день продолжительностью менее 12 ч;

растения длинного дня (капуста, морковь, петрушка, пастернак, свекла, репа и др.), нуждающиеся в том, чтобы световой день длился более 13 ч;

растения нейтрального дня (арбуз, спаржа, отдельные сорта огурцов и помидоров и др.), которые хорошо себя чувствуют при любых условиях.

Если правильно воздействовать на световые условия, можно регулировать сроки цветения растений, повышать их урожайность. Например, всем известно, что редис, шпинат, репчатый лук часто подвержены стрелкованию и цветушности. Чтобы предупредить эти нежелательные явления, можно искусственно уменьшить световой день, установив переносные каркасы и в определенное время (как правило, монтаж такой своеобразной ширмы производят с 20 до 8 ч) набросить на них материал, плохо пропускающий свет, а с наступлением утра снять его.

Другой способ, который также используется,— это позднелетний посев, т. е. редис, салат, лук на перо, редька и иные культуры, высаженные во второй половине июля, обязательно порадуют своим урожаем.

Кроме того, оптимальной освещенности в открытом грунте позволяют добиться такие агротехнические приемы, как прореживание густых посевов, прополка, правильная ориентация грядок (последнее имеет непосредственное отношение к планированию огорода).

В закрытом грунте световой режим легче регулируется, в частности, если света недостаточно, применяют досвечивание специальными лампами, если его много, то прибегают к затенению грядок.

Стремиться к соблюдению светового режима особенно важно при выращивании рассады, поскольку при высокой температуре и плохой освещенности сеянцы очень быстро вытягиваются. Более всего растения нуждаются в свете с появлением всходов (мы еще вернемся к этой теме и рассмотрим ее более подробно).

Углекислый газ

Как и все живые существа, растения, в том числе и овощные, дышат, а для фотосинтеза им нужен углекислый газ. Кислородом растения обеспечивает атмосфера, корневая система получает его из почвенного воздуха. Если с первым все понятно, то со вторым дело усложняется тем, что корневая система растений имеет конкурентов, в роли которых выступают аэробные микроорганизмы. Кроме того, если почва уплотненная и покрыта коркой, возникшей после полива, то доступ воздуха значительно затрудняется. Поэтому, когда вы рыхлите почву или мульчируете ее, вы спасаете растения от кислородного голодания, следствием чего может стать гибель семян (они просто не прорастут) и сеянцев, а взрослые начнут отставать в росте и развитии. Нарушение агротехники, в частности переувлажнение почвы, при котором вода вытесняет воздух из почвенных пор, также приводит к нехватке кислорода.

Не менее важно и количество углекислого газа, источником которого, помимо воздуха, является почва (установлено, что при правильной агротехнике 1 м2 почвы выделяет 1—2 г углекислого газа). В ней углекислый газ является продуктом жизнедеятельности микроорганизмов. При рыхлении, внесении органических удобрений надпочвенный слой воздуха и верхние слои почвы обогащаются углекислым газом, поскольку кислород интенсифицирует дыхание корней и работу микроорганизмов, разлагающих органику, в процессе которых происходит выделение углекислого газа.

Газовый обмен в условиях защищенного грунта тоже поддается регулированию. Для этого достаточно поставить емкость, на треть наполненную коровяком, и залить ее водой. Чтобы растения не испытывали нехватку кислорода, теплицы и парники должны вентилироваться.

Влага

Значение воды в жизни растений невозможно преувеличить. Это один из трех наиболее важных факторов, влияющих на растения. При недостатке влаги (впрочем, как и при избытке) говорить о хорошем урожае не приходится. Вода выступает не только как элемент питания растений, но и как регулятор их температуры и обмена веществ. В связи с этим надо различать такие понятия, как:

потребность в воде. Это то количество влаги, которое обеспечивает нормальный рост, развитие и плодоношение овощных культур. Известно, что для этого необходим всего лишь 1 % поступающей воды, остальное идет на транспирацию (дыхание) растений;

требовательность к влаге, т.е. оптимальный для данной культуры уровень влажности грунта в конкретный период вегетации.

Как потребность, так и требовательность растений к воде определяются различными факторами, в частности:

биологическими особенностями растений;

фазой вегетации;

развитостью корневой системы;

строением листового аппарата;

условиями окружающей среды (светом, теплом, характером почвы, наличием минеральных веществ и др.).

Наибольшее значение имеет характер корневой системы: чем более она развита, тем лучше она способна снабжать растение влагой. У овощных культур корневая система бывает:

сильно разветвленной, которая в состоянии охватить в глубину и ширину от 2 до 5 м. Такую корневую систему имеют тыква, хрен;

среднеразветвленной (до 1—2 м), типичной для моркови, помидора и др.;

сильно разветвленной поверхностной (15— 20 см), встречающейся у капусты, огурца, баклажана и пр.;

слабо разветвленной (10—15 см), характерной для различных луков. По требовательности к воде овощные растения классифицируются на группы, нуждающиеся:

в очень высокой влажности грунта (огурец, различные виды капусты, редис и др.), поскольку при недостаточно развитой корневой системе они обладают значительной зеленой массой (у огурца она примерно в 25 раз больше корневой системы, у капусты — в 11 раз), которая испаряет большое количество влаги. Если подобные культуры испытывают нехватку воды, они задерживаются в развитии, урожайность резко падает. Для высоких урожаев требуются регулярные поливы;

в высокой влажности, но при этом рационально расходующие воду У репчатого лука, чеснока, лука-порея корневая система не отличается особой мощностью, но при этом и зеленая масса не слишком большая;

в умеренной влажности, но независимо от этого активно потребляющие воду. Такими являются свекла, кабачок, патиссон, горох, морковь и некоторые другие, имеющие развитую корневую систему, способную добывать воду из глубины, и развитый листовой аппарат;

в малой влажности, какой довольствуются баклажан, помидор и петрушка.

Высокой урожайности овощных культур способствует соответствующее им количество влаги в почве, причем оптимальное для конкретного периода вегетации. Есть овощи, которые испытывают острую потребность в воде во время нарастания зеленой массы (лук) или роста кочана (капуста). У корнеплодов такая необходимость возникает в начале вегетации, когда корневая система еще не достигла нужного объема; у тыквы, кабачка — во время формирования плодов.

Доращивание представляет собой содержание овощных культур по окончании вегетативного периода с целью получения дополнительных плодов. Его практикуют для петрушки, сельдерея, лука-порея, пекинской капусты и др.

Другие важные факторы для роста растений

Для роста и развития овощных культур имеют значение и характер почвы, и степень насыщенности ее питательными веществами. Но эти факторы непосредственно на планирование огорода влияния не оказывают, поэтому, не умаляя их важности, мы, не рассматривая их детально, только напоминаем о них.

Итак, одним из главных факторов, от которого зависят сроки созревания овощных культур, является обеспечение их достаточным количеством света и тепла. Поэтому первое требование, которое следует предъявить к огородному участку — это высокая степень освещенности, ведь известно, что среди овощных растений практически нет таких, которые хорошо растут и обильно плодоносят в условиях дефицита света. Следовательно, под огород необходимо отвести самое солнечное место на участке. Его вы сможете легко определить по такому признаку — с него снег сходит в первую очередь. Если говорить об идеальной ситуации, то огород должен быть открыт солнечным лучам с раннего утра (в крайнем случае с полудня) до позднего вечера. Профессионалы считают, что только в этом случае молено рассчитывать на максимальный урожай, не прибегая к усиленной подкормке растений удобрениями.

Объяснение связи между степенью освещенности и урожайностью овощных культур очень простое и обусловлено их природой. Если растение испытывает нехватку света, ему приходится усиленно наращивать зеленую массу (листья), чтобы процесс фотосинтеза протекал с необходимой интенсивностью. Это возможно только при условии наличия большого количества питательных веществ, которые овощи могут получить лишь с внесением дополнительных порций удобрений. Таким образом, чем гуще тень, в которой находятся грядки, тем больше потребуется удобрений (мы сейчас не рассматриваем финансовую сторону вопроса, хотя для огородника-практика это тоже имеет немалое значение).

При световом дефиците и избытке удобрений страдает не только количество полученных плодов, но и их качество — достаточно сказать, что овощи накапливают нитраты и нитриты, весьма вредные для здоровья человека. Если недостаток света достигает критической точки, растения вытягиваются, слабеют и могут погибнуть от заболеваний и вредителей. Их не защитят даже мощные современные химические средства.

Не менее важное условие, которое при организации огорода следует соблюдать в обязательном порядке,— выбор для него ровного места. Это не только облегчит уход за растениями (прежде всего полив, поскольку при небольшом уклоне даже в пределах одной грядки одни растения будут испытывать нехватку влаги, а другие — ее избыток, и придется принимать меры для предотвращения такого положения), но и обеспечит их достаточным количеством света. На плоском участке, у которого отсутствует явно выраженный уклон, ориентируйте грядки с севера на юг, тогда солнце, перемещаясь в течение дня с востока на запад, будет равномерно освещать их с обеих сторон.

На участке, имеющем уклон, ваши действия зависят от его величины. Если он небольшой, то вскапывайте грядки поперек склона. Это позволит предотвратить смывание плодородного слоя вниз. Если склон очень крутой и других вариантов для огорода не предвидится, то следует либо выровнять участок (на ваше решение должно повлиять и такое соображение: не исключено, что с точки зрения ландшафтного дизайна разрушение склона нежелательно, вполне вероятно, что благодаря такому рельефу можно придать участку особую декоративность, поэтому сначала все взвесьте, потом режьте), либо устроить террасы. (Кстати, земляные работы потребуют определенных затрат, ведь придется использовать тяжелую технику.)

Имеет значение и ориентация склона по сторонам света. Отводить под огород северные склоны специалисты не рекомендуют, поскольку, как правило, они лежат в густой тени и рассеивают солнечный свет, что плохо сказывается на росте и развитии огородных культур. Это относится и к нижней части склона, тем более северного, поскольку такие участки обычно поздно освобождаются от снега, плохо прогреваются солнечными лучами, что отодвигает сроки посадки растений. В таких условиях о ранних овощах можно и не мечтать.

Плохо дренированные участки тоже нежелательны, так как корневая система растений будет страдать от дефицита кислорода, загнивать и погибать. Если выбора нет, то придется предусмотреть устройство дренажной системы, что также потребует определенных вложений и последующего ухода за дренами.

Огородную зону не должны заслонять от солнца рослые деревья, высокие изгороди, различные постройки. Но не следует впадать и в другую крайность и открывать огород всем ветрам, которые могут разрушить микроклимат на участке, поломать растения и, соответственно, снизить урожай. Овощные растения защитят от ветра плодово-ягодные и декоративные кустарники, высаженные по периметру огорода с учетом розы ветров.

Качество обработки почвы определяет скорость прорастания семян, углубление корней в почву. Поэтому вся система подготовки почвы к выращиванию овощных культур должна создавать благоприятные условия для их роста и развития.

Размещение огорода вдоль автомобильной трассы с интенсивным движением нельзя назвать удачным, поскольку вредные вещества (а это вся таблица Менделеева!), содержащиеся в выхлопных газах, непременно осядут на растениях и впитаются ими, что отнюдь не полезно для нашего здоровых.

Если не вы выбирали участок или если вам приходится брать то, что дают, придется позаботиться хотя бы о защите растений и себя. Если ваш участок отделяет от дороги менее 100 м, то по этой стороне создайте плотную стену из живой изгороди, которая будет функционировать как зеленый фильтр. (Напоминаем, что листву, опавшую с таких кустарников, нельзя закладывать в компост и использовать в качестве мульчи.)

Огородные культуры, как и растения вообще, нуждаются в регулярных поливах, поэтому наличие поблизости источника воды — еще одно важное условие формирования урожая. По большей части овощи состоят из воды, поэтому получение сочной зелени на высушенной почве — задача трудновыполнимая. Помимо этого, фотосинтез невозможен при дефиците влаги (скорость, с которой он протекает, снижается, и процесс может полностью прекратиться), поскольку от количества образующихся органических веществ зависит величина урожая (известно, что при фотосинтезе создаются пластические вещества — своеобразный строительный материал растений).

Если воды не хватает, реакция растений особенно в жаркую погоду следует незамедлительно: их тургор падает (они несколько привядают), листья скручиваются, чтобы сократить испарение влаги через устьица. В результате количество неорганических веществ, прежде всего углекислого газа, поступающего внутрь растений, резко падает, интенсивность фотосинтеза снижается.

При нехватке воды растения недополучают и минеральных веществ, которыми их обеспечивает корневая система, поскольку, не будучи растворенными в воде, они переходят в форму, которая не может бывать усвоена огородными культурами.

Все сказанное совершенно не означает, что более успешным будет огород на почвах, насыщенных водой. Подтопление огорода недопустимо, так как влечет за собой ряд негативных последствий: во-первых, при обильных осадках или поливах наблюдается застой воды из-за того, что она медленно просачивается в нижележащие слои почвы (это особенно типично для глинистых грунтов); во-вторых, корневая система растений буквально задыхается от недостатка кислорода. http://www.idealdomik.ru/sad-i-ogorod/vash-plodorodnyi-sad-i-ogorod/vyraschivaem-ovoschi/uslovija-neobhodimye-dlja-rosta-i-razvitija-rastenii/page-2.html

Глава 2. Собственный опыт

Практическая работа

Мне чтобы провести эксперимент были нужны: семена, почва, вода дренаж, четыре цветочных горшка.

Летом я собрал семена : фасоли

В цветочном магазине с мамой купили: почво-грунт питательный, дренаж (керамзит).

9 ноября я замочил фасоль , а 11 ноября посеял семена в мои «горшочки»:
I-й оставили в комнате t 24⁰ С, без дополнительного освещения;
II-й поставили в шкаф, где мало света, отметила «без света»;
III-й поставила на подоконник t 17-18⁰ С отметила «без тепла»;
Все горшки ежедневно поливали водой комнатной температуры
IV-й оставили в комнате, но не поливали, отметила «без воды».
Ежедневно наблюдал и записывал в дневник, фотографировал (приложение 2).

Первые всходы появились в шкафу и в комнате на 3 день, а на подоконнике на 6 день, без полива всходов нет. Из этого я сделал вывод, что для появления всходов нужны тепло и влага

На 6-11 день в комнате растения –зеленые , на 12 день появился 3 листок,

на подоконнике за этот период фасоль растет очень медленно, листья мелкие, некоторые погибли,

В шкафу стебель тонкий, быстро вытягивается, листья побледнели, пожелтели,

Без полива всходов нет

Следовательно для развития и роста растений необходимы свет и тепло и вода.

За период с 16-28 день

На подоконнике рост прекратился, растение стало погибать, без полива всходов нет. В комнате стояли пышные зеленые листья.

В комнате на 42 день появились цветы. Цветение было обильным в течении недели, но плодов мало.

Этим опытом я доказал, что растениям необходимы дополнительные условия, для получения хорошего урожая.

Заключение:

Своим опытом я доказал:

Для появления всходов нужны тепло и влага.

Для развития и роста растений необходимы свет и тепло и вода. Вырастить, как в огороде, фасоль в квартире зимой не получилось, я думаю, что для развития растений зимой недостаточно солнечного света (короткий световой день), влажности воздуха из-за отопления, и необходимы дополнительные питательные вещества.

Мои исследования продолжаются.

Список литературы:

Приложение 1

Потребность овощных растений в тепле в зависимости от периода вегетации

Таблица

Первые всходы.

Дни

1-й

2-й

3-й

4-й

5-й

6-й

7-й

В комнате

В кладовке

На подоконнике

Без полива

Всходов нет

Вывод: для появления всходов нужны тепло и влага.

Развитие растений

Дни

6-й

7-й

8-й

9-й

10-й

11-й

12-й

13-й

14-й

В комнате

Растет постепенно, листья зеленые

Появился 3-й листочек

В шкафу

Стебель тонкий, быстро вытягивается, листья побледнели, пожелтели

На подоконнике

Растет очень медленно, листья мелкие, некоторые астры погибли

Рост прекратился

Без полива

Всходов нет

Вывод: для развития и роста растений необходимы свет и тепло и вода.

Рост растений

Дни

13-й

14-й

15-й

20-й

26-й

27-й

28-й

42-й

48-й

В комнате

Цветение

плоды

В шкафу

Растения завяли, начали сохнуть

Рост прекратился

Растения погибли

На подоконнике

Рост прекратился

Растения погибли

Без полива

Всходов нет

Проект ученицы начальных классов на тему «Что нужно растениям для жизни»

Научно-исследовательская конференция школьников

«Гости из будущего»

Что необходимо
растениям для жизни?

Работа

ученицы 3 класса Д

Михайловой Ольги

Муниципального образовательного

учреждения «Средняя школа №8

с углубленным изучением

отдельных предметов»

Руководитель: учитель1 категории

Муниципального образовательного

учреждения «Средняя школа №8

с углубленным изучением

отдельных предметов»

Евдокимова Евгения Евгеньевна

Когалым

Аннотация

На школьный конкурс проектов младших школьников «Гости из будущего» представлен проект на тему «что нужно растениям для жизни».

Объектом исследования являются факторы, влияющие на развитие и рост растений.

Дидактические цели проекта:

-развитие интереса учащихся к окружающему миру.

Тип проекта — исследовательский.

В процессе работы над проектом была собрана информация и проведены эксперименты по заданной теме (посеяны семена растений и наблюдалось рост и развитие растений в комнатных условиях, в темноте, без тепла, без полива).

Введение……………………………………………………………….……3 стр.

  1. Глава 1. Сказочные домики в сказках………………………………… 4 стр.

  2. Глава 2. Сказочные домики в современном мире……………….…… 5 стр.

Заключение………………………………………………………………… .6 стр.

Список источников информации…………………………………………… .7 стр.

Приложение 1……………..………………………………………………. 8 стр.

Приложение 2……………..……………………………………………….. 9 стр.

Введение…………………………………………………………………..4 стр.

1. Глава 1. Сбор информации о жизни растений………………………… 5 стр.

2. Глава 2. Собственный опыт……………………………………….……6 стр.

Заключение………………………………………………………………… .7 стр.

Список источников информации…………………………………………… .8 стр.

Приложение 1……………..………………………………………………. 9 стр.

Приложение 2……………..……………………………………………….. 10 стр.

Введение

На уроках Окружающего мира Евгения Евгеньевна рассказала нам, что растения, как и животные, являются живыми организмами, которые питаются, дышат и размножаются, для роста и развития растений необходимы: воздух, свет, вода, тепло. Мне хотелось разобраться так ли это на самом деле?

Основополагающий вопрос

Актуально ли изучение жизни растений в домашних условиях?

Проблемные вопросы

  • Что необходимо растениям для жизни в естественной среде?

  • Что необходимо растениям для жизни в домашних условиях?

  • Можно ли вырастить в квартире, в условиях Севера растения, которые растут в саду?

  • Сравнить некоторые моменты жизни растений в естественных условиях.

Гипотеза: Предположим, что для жизни и роста растений не нужны свет, тепло, вода, значит можно вырастить растение в темноте, на холоде и без полива. Можно ли вырастить зимой в своей квартире растения, которые летом цветут в садах.

Задачи.

  • Собрать информацию и провести эксперименты по заданной теме;

  • Понаблюдать, как развиваются растения в комнатных условиях, в темноте, без тепла, без полива;

  • Попытаться вырастить зимой садовые цветы в своей квартире на Севере;

  • Проанализировать полученную информацию и сделать выводы.

План исследования:

  • Найдем информацию о растениях;

  • Заложим эксперимент по выращиванию растений в домашних условиях;

  • Понаблюдаем и зафиксируем момент прорастания растений, появления стебля, листьев, цветения;

  • Сфотографируем растения и сравним с растениями, растущими в естественной среде (в садах) и сделаем вывод.

Сбор информации о жизни растений

В учебниках по садоводству и ботанике я прочитала информацию о жизни растений в естественной среде и комнатных растений.

  • Я узнала, что для нормального развития растений в естественной среде нужна хорошая питательная почва, благоприятные погодные условия (тепло, влага) и солнечный свет.

  • При выращивании комнатных растений следует учитывать такие факторы как освещение, температура воздуха, влажность воздуха, полив, питание и почва.

  • Кроме этого при выращивании растений дома в емкость, где растет растение, обязательно укладывают дренаж, чтобы корни не гнили и к ним был приток кислорода. В качестве дренажа нужно использовать керамзит.

Для роста и жизни растений всех растений необходимы свет, тепло, вода, воздух, питательные вещества.

Свет необходим растениям для образования белка, крахмала, сахара. При посеве и посадке растений в тени, а также при загущенных посевах растения наклоняются в сторону света, вытягиваются и становятся хилыми, листья теряют зеленую окраску.

Тепло. Температура имеет большое значение в жизни растений. Как низкая, так и высокая температура задерживает рост растений и может привести к их гибели.

Вода необходима растениям со времени прорастания семени до получения урожая. Большое количество воды нужно для растворения питательных веществ почвы.

Воздух необходим растениям для дыхания. Растения дышат, поглощая воздух через мельчайшие отверстия на листьях. При недостатке воздуха в почве семена плохо прорастают, развитие корней задерживается и растения слабо растут.

Питательные вещества растения берут из почвы и воздуха. Корни всасывают из почвы воду с растворенными в ней минеральными веществами, а листья поглощают из воздуха углекислый газ.

Собственный опыт

Мне чтобы провести эксперимент мне были нужны: семена, почва, вода дренаж, четыре цветочных горшка.

Летом я собрала семена цветов: вьюнков и астр (приложение1), их порекомендовала бабушка, как наиболее неприхотливых в уходе.

В цветочном магазине купили: почвогрунт питательный, марка «универсальная», дренаж (керамзит).

Вместо цветочных горшков я использовала одноразовые стаканчики. В них положили небольшой слой керамзита, сверху засыпали землей.

19 января посеяла семена цветов в наши «горшочки»:
I-й оставила в комнате t 24⁰ С, без дополнительного освещения;
II-й поставила в кладовку, где мало света, отметила «без света»;
III-й поставила на подоконник t 17-18⁰ С отметила «без тепла»;
Все горшки ежедневно поливала водой комнатной температуры
IV-й оставила в комнате, но не поливала, отметила «без воды».
Ежедневно наблюдала и записывала в дневник, фотографировала (приложение 1,2).

Первые всходы.

Дни

1-й

2-й

3-й

4-й

5-й

6-й

7-й

В комнате

В кладовке

На подоконнике

Без полива

Всходов нет

Вывод: для появления всходов нужны тепло и влага.

Развитие растений

Дни

6-й

7-й

8-й

9-й

10-й

11-й

12-й

13-й

14-й

В комнате

Растет постепенно, листья зеленые

Появился 3-й листочек

В кладовке

Стебель тонкий, быстро вытягивается, листья побледнели, пожелтели

На подоконнике

Растет очень медленно, листья мелкие, некоторые астры погибли

Рост прекратился

Без полива

Всходов нет

Вывод: для развития и роста растений необходимы свет и тепло и вода.

Рост растений прекратился

Дни

13-й

14-й

15-й

20-й

26-й

27-й

28-й

32-й

38-й

В комнате

Рост прекратился

Все погибли

В кладовке

Растения завяли, начали сохнуть

Рост прекратился

Растения погибли

На подоконнике

Рост прекратился

Растения погибли

Без полива

Всходов нет

Вывод: вырастить, цветущие как в саду, астры и вьюнки в квартире зимой не получилось.

Заключение:

Своим опытом я доказала:

— Для появления всходов нужны тепло и влага.

— Для развития и роста растений необходимы свет и тепло и вода.

— Вырастить, цветущие как в саду, астры и вьюнки в квартире зимой не получилось, я думаю, что для развития растений зимой недостаточно солнечного света (короткий световой день), влажности воздуха из-за отопления, и необходимы дополнительные питательные вещества.

Список литературы:

Приложение 1

Как долго растут растения. Как растения растут? Семечко попадает в почву

Изменение растений в течение жизни

Li.oua X

Колошение

Фенологические спектры. Кущение. Выход в трубку.

Фенология. Фенологические фазы (фенофазы).

1. Что изучает фенология?

2. Назовите основные фенологические фазы растений умеренного пояса.

3. Почему у хлебных злаков выделяют большое число фенологических фаз?

4. Что представляют собой подфазы кущения и выхода в трубку у хлебных

5. Как влияют климат местности и погода на сроки наступления и длитель­ность фенологических фаз? Приведите примеры.

Вспомните!Дерево, кустарник, кустарничек. Покровные ткани. Пустыни. Эфемеры.

Однако почечные кольца хорошо видны лишт на сравнительно молодых тонких ветвях. На более старых, по мере утолщения их стеблей и слущивгния наружных слоев покрсвной ткани, почечные ко 1ьца становятся трудноразличимы­ми и постепенно совсем исчезают.

Рис. 81. Редкие охраняемые деревья 1 — тис» ягодный; 2 — мамонтово дерево

Возраст старых толстых вет­вей приходится определять уже дру­гим способом — по числу годичных колец древесины на спила:: стеблей.

Возраст деревьев. Возраст деревьев также определяют по чис­лу годичных колец древесины на спи­ле ствола. Таким способом было уста­новлено, что деревья дуба живут 1300 лет, лиственницы — 600 лет, клена остролистного — 200 лет, ря­бины обыкновенной — 80 лет. Одна­ко эти™ способом можно определить юзраст спиленных, т. е. погибших деревьев, и поэтому такой способ непригоден для редких охраняемых видов, например тисса ягодного, мамонтова дерева (рис. 81), сосны долговечной.

У охраняемых деревьев специ­альным буром высверливают до центра стволов тоненькие, толщи­ной с карандаш, цилиндрики древе­сины и подсчитывают на них годич­ные кольца. Это не причиняет дере­ву большого вреда. Таким образом удается и дерево сохранить и опре­делить его возраст. Оказалось, что тисс ягодный живет 1800 лет, а рас­тущее в Северной Америке мамон­тово дерево и сосна долговечная — 4000-4600 лет. Такие старые деревья начали свою жизнь еще во времена строительства пирамид в Египте и заселения Европы первобытными племенами.

По ширине годичных колец а;ревесины у деревьев-долгожите­лей ученые восстановили картины изменения климата на Земле за по-

следние 3-4 тыс. лет. Дело в том, что ширина годичных колец древесины определяется условиями погоды: во влажные и теплые годы образуются широкие кольца, в сухие и холодные — узкие. Строение древесины, таким образом, отражает колебания погоды и климата. Недаром еще в XIX в. у лесо­водов появи лась поговорка: «Дерево — это летопись природы».

Длительность жизни кустарников и кустарничков. Кустарники име­ют не один ствол, а множество стволиков, каждый живет 5-15 лет (это можно установить и по числу почечных колец, и по спилам стволиков). Стволики постепенно сменяют друг друга. Чтобы определить возраст кус­тарника, например орешника-лещины, надо подсчитать общее число ство­ликов и установить, сколько их возникает (и отмирает) за один год. Поде­лив первое число на второе и умножив полученный результат на длитель­ность жизни одного стволика, получим общую длительность жизни кустарника. Оказалось, что кустарники по долговечности соперничают с деревьями. Орешник, например, живет 120-200 лет.

Еще сложнее установить возраст у кустарничков: черники (рис. 82), голубики, багульника болотного. Используя способ подсчета почечных ко­лец, можно определить, что отдельные кус гики черники живут 15-25 лет. Под землей кустики связаны друг с другом длинными корневищами. По ме­ре отмирания старых кустико» их сменяют новые молодые. Одно растение

Рис. 82. Растения черники с подземными частями

черники представляет собой мно­жество кустиков, связанных друг с другом длинными ветвящимися корневищами. Возраст черники мо­жно определить, если подсчитать число кустиков, образованных за всю жизнь растения. Для этого не­обходимо тщательно раскопать подземные части. Ученые установи­ли, что черника живет 100 и более лет, т. е. ее возраст вполне сопоста­вим с возрастом кустарников и де­ревьев.

Как долго живут травы. Все

знают, что травы бывают однолет­ние, двулетние и многолетние. Одно­летние травы, например рожь, ук­роп, дикая редька успевают за один год вырасти из семян, зацвести и дать зрелые семена. Среди одно­летников есть виды эфемеров, вся жизнь которых проходит за три- четыре недели. В средней России к эфемерам относятся мышехвостник маленький, крупка весенняя, рогоглавик серповидный (рис. 83).

Двулетние травы, такие, как морковь, лопух паутинистый, в первый год жизни образуют только вегетативные побеги и нак шливают в подзем­ных частях запасные вещества. Цветут и плодоносят двулетники только на втором году жизни. После обсеменения двулетники отмирают.

Преобладающее большинство лесных, лул овых и болотных трав — многолетники. После прорастания из семени первый раз они зацветают лишь на 3-10 год жизни. Затем цветут, как правило, ежегодно. Осенью у них от мирают надземные части побегов, а приземные и подземные несут поч­ки, из которых весной отрастают новые надземные побеги.

Как долго живут многолетние травы? Можно ли определить их воз­раст? Ответить на эти вопросы непросто по двум причинам. Во-первых, у многолетних трав их подземные части не сохраняются целиком, а посте­пенно отмирают и разрушаются. Во-вторых, для многолетних трав, в отли­чие от деревьев, нет единого способа для определения возраста. Длитель­ность жизни травянистых многолетников определяют по-разному. Напри­мер, у ковылей, шучки, белоуса и других плотнодерновинных растений
измеряют диаметр дерновин. Ежегодно дерновины увеличиваются в диа­метре примерно на 0,3-0,5 см. Стало быть, растение щучки с дерновиной диаметром 30 см имеет возраст около 60 лет.

У короткокорневлщных лесных папоротников, например щитовника мужского, кочедыжника женского, подсчитывают число запасающих че- шуй на корневищах. Эти чешуи представляют собой основания отмерших листьев. Ежегодно у папоротников развертывается обычно по 5-7 листьев. Если разделить общее число чешуй корневища на семь, получим пример­ный возраст растения. Оказалось, что щитовник мужской живет 40-50 лет, а кочедыжник женский — 60-70 лет. Таким образом многолетние травы живут десятки лет. Ученые установ] ели, что тимофеевка луговая, душистый колосок, овсяница луговая, полевица тонкая живут 5-15 лет, борщевик сибирский, колокольчик рапунцелевидный — 5-10, одуванчик — 10-20, а бе­лоус — 30-50, ковыль — 60-80 лет. К сожалению, определить длительность жизни удается далеко не у всех трав.

Ботаника Начало

Как растут растения?Удивительно, но в общем жизнь растений очень похожа на то, как растут люди. Все, вплоть до для многих видов растений.

  • От опыления к опылению — жизненный цикл растения

Как растения растут. Как это может быть изменено

Подобно тому, как люди имеют существенные потребности для выживания, все растения требуют несколько основных элементов, чтобы расти и процветать, в том числе …

  • Минеральные вещества из почвы (чем более богата питательными веществами почва, тем лучше растение будет расти)
  • Воздух (диоксид углерода, водород и кислород)
  • Солнечный свет
  • Правильная температура почвы
  • Правильная температура воздуха

Сколько растению нужно каждого элемента изначально зависит от исходной среды обитания растения. Например, растения тропического леса, которое требует постоянно влажных и теплых условий могли бы, очевидно, не выжить в пустыне.

Но по человеческому желанию, способность растения, не должна полностью зависеть от природы. Органические фермеры, садоводы, ученые и исследователи «изменили» характеристики многих необходимых растений для того, чтобы дать им возможность развиваться и в других средах.

Продолжая пример растений тропического леса, если фермер замечает, что одну растению для урожая не нужно столь много воды, чтобы расти и плодоносить, он может начать перекрестно опылять это растение с другим растением с необходимыми качествами, в попытке начать новую «линию» (так называемую «разновидность») для создания более устойчивых растений тропических лесов. С течением времени и постоянного перекрестного опыления все больше и больше становится толерантных растений, таким образом растения тропического леса могут «научиться» выживать в условиях, которые значительно отличаются от своих родных земель.

Это намеренное перекрестное опыление может применяться к любой характеристике растения … от резистентности (грубо говоря иммунитету растения,) цвета цветов, вкуса плодов и глубиной корневого слоя.

Теперь давайте перейдем к тому, что происходит внутри и между растениями. Что позволяет им расти, процветать и размножаться …

Как выращивать растения? От опыления к опылению: Жизненный цикл

Рискуем чрезмерного упростить, семь этапов цикла выращивания растений являются основными …

  1. Опыление
  2. Оплодотворение
  3. Образование семян
  4. Распространение семян
  5. Прорастание
  6. Продолжение роста
  7. Опыление

1. Опыление

В то время как некоторые растения могут размножаться бесполым (например, посадить срезку корня или стволовую резку, и новое растение получится), большинство растений размножаются половым путем посредством опыления.

Во время опыления, пыльцевые зерна, несущие мужской спермы (гамет) переносятся насекомыми или животными в женской части растения, где гаметы вступают в контакт с женской яйцеклеткой. Это может происходить либо между двумя растениями (переопыления) или в пределах того же растения (самоопыление). Половые органы, размножающихся половым путем растений находится там, что мы обычно называем .

2. Оплодотворение

У некоторых видов растений, когда зерно пыльцы, содержащая гаметы вступает в контакт с женской частью цветка (пестиком), зерна пыльцы проходит по трубке вниз в попытке достичь яйцеклетку растения.

У некоторых растений, пыльца может проходить по трубке до 40 см! Когда это произойдет, гамета пройдет через пыльцевую трубку, достигнет яйцеклетки и произойдет оплодотворение яйцеклетку.

У других типов растений, женские части содержат водянистые жидкости, через которую жгутиконосная сперма проплывает путь к оплодотворению яйцеклеток.

3. Семя Формирование

Образование семян начинается внутри материнского растения или части растения. Затем оно продолжает свой рост внутри плода в некоторых типах растений (покрытосеменных) или в открытом на околоцветнике в других типах (голосеменные).

4. Распространение семян

После того, как плод растения созрел или плод раскрылся, его семена разносятся ветром, водой, животными или насекомых в то время, когда условия идеально подходят для семян растений, чтобы прорасти и расти.

5. Всхожесть

Прорастание происходит, когда растение прорастает из семени и начинает расти, производя его знакомые части, включая корни, стебли и листья.Прорастание происходит после того, как семя растения приземлилось на землю или было втоптано в землю или засыпана в окружающей среде (то есть почвой).

6. Продолжение роста

В отличие от стволовых клеток животных, которые могут только создавать новые типы клеток на ранних стадиях развития животного, растения всегда создает новые части, основанные на необходимости из специальной ткани, которая называется меристема. Меристемы бывают двух типов — один для корней и один для верхней части — и состоит из различных типов клеток, которые «сработают» в нужный момент (мы должны сказать, окажут действия на корень или стебель) ,

Процесс непрерывного роста растений стало возможным благодаря нескольким процессам, включая фотосинтез, передачу питательных веществ и транспирации (см наши Страницу для получения дополнительной информации об этих).

7. Опыление

После того, как растение выросло и стало зрелым, она производит свои собственные цветы для опыления и оплодотворения. Пусть круг жизни продолжается вечно!

Рост растений Растения, как и все живые организмы, способны расти и развиваться. Но, в отличие от многих животных, растение растет всю свою жизнь. Посмотрите на старое, почти сухое дерево – весной на нем кое-где появляются молодые побеги, зеленые листья и его рост продолжается. Прекращается рост – растение умирает.

Рост – это увеличение размеров, объема и массы как целого организма, так и отдельных его частей. То есть рост – это количественные изменения в организме. Он обусловлен делением и ростом клеток. Еще одна особенность растений – они растут на одном месте. Поэтому им необходим прирост всех частей, чтобы охватить максимальное жизненное пространство.

Рост растений может быть непрерывным и периодическим. При непрерывном росте, характерном для большинства наших однолетних растений и многих тропических видов, размеры организма или отдельных его частей увеличиваются постоянно.

При периодическом росте ростовые процессы чередуются с периодами покоя, когда рост растения временно прекращается. У растений холодного и умеренного климатов приостановка ростовых процессов связана с сокращением продолжительности светового периода суток и наступлением зимы.

Реакцию растений на продолжительность светового периода суток называют фотопериодизмом (от греч. фотос и периодос – чередование). От этой реакции зависит время наступления цветения и плодоношения растений. У тропических растений периодические приостановки роста обусловлены наступлением засушливого сезона.

Как вы помните, в зависимости от места расположения образовательной ткани различают верхушечный и вставочный типы роста органов. В толщину (поперечный рост) органы растут за счет боковой образовательной ткани (камбия).

Скорость и продолжительность роста регулируется фитогормонами, которые, перемещаясь по растению, ускоряют или тормозят рост определенных его участков. Это явление позволяет человеку управлять процессами роста растений. Вспомните, как, отщепив верхушку главного корня, можно усилить образование боковых и дополнительных корней. Вы также знаете, что обрезанием части ветвей кроны дерева можно добиться пробуждения и роста спящих почек. Эти методы часто используют в садоводстве и парковом хозяйстве, а удалением соцветий табака достигают усиления роста листьев, служащих сырьем для табачной промышленности.

Развитие растений. Мы часто говорим, что растение растет и развивается. Развитие растений тесно связано с их ростом, но это не одно и то же. Развитие – это качественные изменения, последовательно происходящие в организме и его отдельных частях на протяжении жизни. Примером развития служит образование цветка. Отдельные его части также растут, но в целом его появление – новое качественное состояние всего организма. Поэтому цветение – показатель определенного этапа развития растения.

Все преобразования, которые происходят в организме от момента образования зиготы до окончания жизни, называют индивидуальным развитием. В индивидуальном развитии семенных растений выделяют зародышевый и послезародышевый периоды. Зародышевый период начинается от образования зиготы и продолжается до момента прорастания семени, после чего наступает послезародышевый период. Он включает этапы проростка, молодости, зрелости и старости.

Этап проростка длится от момента прорастания до формирования первых зеленых листьев. В это время проросток питается за счет запасных питательных веществ семени.

Этап молодости – период жизни от появления первых зеленых листьев до начала цветения. В это время усиленно растут и формируются все вегетативные органы растения. Молодое растение, в отличие от проростка, питается за счет фотосинтеза.

Дальнейшее развитие одно–, дву– и многолетних растений происходит по–разному. Однолетние растения на протяжении года полностью завершают рост, цветут, образуют семена и плоды и отмирают. Время их молодости непродолжительно (укроп, горох, огурцы): уже через 30–40 дней после прорастания они образуют цветки и вскоре плодоносят. У двулетних растений (капусты, моркови) на первом году жизни развиваются только корни и листья. На следующий год они образуют цветоносный побег, семена и плоды и после этого отмирают.

Многолетние травы могут цвести и плодоносить на протяжении нескольких лет, но все их надземные части ежегодно отмирают (например, ландыш, пырей, хрен).

Деревянистые многолетние деревья и кустарники (например, яблоня, дуб, крыжовник, лесной орех, смородина) достигают своих максимальных размеров через десятки, а то и сотни лет, а первое цветение и плодоношение у них наступает только через год, иногда через несколько лет после прорастания. Они плодоносят на протяжении многих лет.

Этап зрелости длится от начала первого цветения до прекращения размножения с помощью семян. Со временем даже растения с продолжительным периодом жизни прекращают образование генеративных органов. Вы, наверное, замечали, как старые плодовые деревья цветут все реже и все реже образуют плоды. Новые побеги на них почти не возникают, старые – усыхают и отмирают. В стволах старых деревьев часто образуются отверстия – дупла. Это происходит в результате подгнивания и отмирания участков древесины.

Все растения — это живые организмы, поэтому они растут и развиваются. Многие люди интересуются тем, как растения растут, каким образом это происходит. Вы тоже хотите узнать, как из маленького семечка вырастает огромное дерево? Сейчас мы подробно рассмотрим процесс роста растений.

Как известно, взрослое растение не появляется само по себе. Многие растения вырастают из обычного, порой очень маленького семечка. Сначала из семечка появляется небольшой росток, который впоследствии постепенно становится молодым растением. Со временем молодое растение развивается и превращается уже во взрослое.

Чтобы до конца понять, почему растут растения, необходимо разобраться в том, что заставляет расти растения по длине и толщине.

Растение увеличиваются в длине благодаря делению клеток специальной ткани, которая называется образовательной. Утолщение растения происходит за счет образовательной ткани, которая называется камбием. В момент цветения, а также в промежутке между осенью и весной клетки этой ткани больше не делятся.

Перед тем как выяснить для себя, где растут растения, стоит поговорить об условиях их роста.

Условия роста

Как известно, растениям необходимо тепло, поскольку вещества (ферменты), ускоряющие реакции роста и развития, не будут работать при низкой температуре.

Свет необходим для того, чтобы постоянно протекала реакция фотосинтеза, в результате которой образуются органические вещества, выделяется кислород из воды и неорганических веществ. Многие растения любят свет, но встречаются и растения, растущие в тени.

Растения получают питательные вещества с водой, без нее невозможен обмен веществ, а воздух является источником углекислого газа.

Виды растений

Все растения можно разделить на культурные и дикие. Такое деление связано с тем, что одни растения человек специально выращивает в особых условиях на выделенных для этого территориях, в том числе и на своем огороде, другие же растут в природе сами по себе.

Культурные растения достаточно развиты по сравнению с дикими, их органы достаточно крупные по размерам. А дикие растения (сорняки) растут так, как заблагорассудится, проявляя агрессивное поведение по отношению к культурным растениям.

Где растут растения? Оглянитесь вокруг — растения повсюду! Это и растения в парках и лесах, и овощи у мамы на огороде, и комнатные растения в квартире. Растения растут везде, где есть условия для их роста. А какие это условия, мы уже обсудили чуть выше.

Рост у растений происходит в апикальных точках роста

Развитие растений продолжается после прохождения эмбриональной стадии

Рост растений зависит от окружающей среды

Основная и наиболее очевидная особенность растений состоит в том, что они не ходят, не ползают и не плавают, а растут в пространстве.

Когда мы, люди, растем , количество клеток в нашем теле увеличивается более или менее равномерно. Все наши органы и конечности растут пропорционально, и мы, взрослые, являемся большими по размерам копиями тех форм, которые были характерны для нашего детского возраста. Растения ведут себя по-другому.

Вместо того чтобы расти равномерно во всех направлениях таким образом, чтобы все части в равной степени участвовали в увеличении размера, они растут только в нескольких специальных точках, которые на протяжении всей жизни растения остаются «юными».

Эти точки называются меристемы . На рисунке ниже показано расположение меристем в растении. «Первичные» или «апикальные» меристемы находятся на кончиках корней и на верхушках побегов и представляют собой места наиболее активного деления клеток, поскольку для процесса роста необходимы новые клетки. В результате образования новых клеток меристемы отдаляются от старых частей растения.

Благодаря этому корни глубоко распространяются в почву, а побеги — в атмосферу, к солнечному свету. Материал первичной меристемы формирует растение в высоту, а в результате деления клеток «вторичной» меристемы (называемой «камбий»), расположенной по сторонам зрелых корней и стеблей, они увеличиваются в обхвате.

Деление клеток, за счет которого происходит рост растений,
ограничивается специальными небольшими участками (меристемами),
которые расположены на кончиках корней и побегов.
Строение меристем показано на врезках.

Для того чтобы сформировалось растение , рост первичных меристем должен иметь определенную направленность. Беспорядочный рост приведет к образованию массы неорганизованной ткани. Поэтому, рост происходит вдоль направления оси, проходящей от корней до верхушки. Это основная ось роста, вдоль которой формируются все боковые органы растения (например листья и цветы).

Участки этой оси, расположенные над землей и в глубине, обладают различными функциями . Верхушка растет вверх, т. е. направлена против силы тяжести, к свету. При этом листья могут быть повернуты к солнцу, а цветы подвергаются действию света и могут посещаться насекомыми. С противоположной стороны, корни растут в направлении силы тяжести, в сторону, противоположную свету. Находясь в почве, они прочно укрепляют надземные части растения и поглощают воду и минеральные вещества, необходимые для роста.

По мере того как апикальная меристема на верхушке растения растет вверх, а на корнях вниз, эти две точки роста расходятся все дальше и дальше. При этом возникает несколько чисто механических проблем. Для транспортировки к корням питательных веществ, образующихся в листьях, и для транспорта воды и минеральных солей в обратном направлении необходимы специальные проводящие каналы.

Наряду с этим, по мере роста растения , часть его, расположенная между двумя точками роста, должна укрепляться, с тем чтобы обеспечить структурную поддержку постоянно продвигающимся концевым участкам. В дальнейшем мы увидим, как специальные утолщения клеточных стенок укрепляют образующиеся новые участки стебля растения и позволяют им противостоять нагрузкам, связанным с дальнейшим ростом.

Поскольку организм растений отличается от такового животных, их рост в гораздо большей степени зависит от окружающей среды. Рост и/или его направление у растений существенным образом зависят от силы тяжести, температуры, продолжительности светового дня и направления света. Таким образом, если общее строение тела животного можно представить уже в эмбриональном периоде, строение растения отличается гораздо большей пластичностью; оно продолжает развиваться в ответ на изменение внешних условий, и форма его меняется за счет образования ветвей, а также цветов и листьев.

Такая способность к адаптации за счет специфического расположения органов зависит от способности растения к непрерывному росту. Еще одно следствие способности растений поддерживать рост меристемных точек состоит в том, что они могут достигать больших размеров и жить дольше, чем любое животное, которое когда-либо существовало на Земле. Например, вес гигантских деревьев, растущих в Северной Америки, может достигать 2000 тонн, а их высота более 100 метров (~330 футов). Возраст таких деревьев может насчитывать несколько тысяч лет.

Чтобы добиться устойчивого плодоношения овощных, плодовых и цветочных культур, за их рассадой нужно правильно и регулярно ухаживать. Узнайте, как поливать и чем подкармливать растения, которым предстоит важная «миссия» – давать урожай на грядках и в саду.

Вы никогда не задумывались, за счет чего растут растения? Какие механизмы заставляют их цвести и образовывать плоды? Ведь часто сеянцы отстают в росте, хиреют и чахнут, разрушая саму надежду на получение хорошего урожая. Где же происходят «поломки» и как с ними справиться?

Молодые растения – «существа» очень хрупкие и капризные. Стоит только ослабить внимание к ним, нарушить рекомендации по выращиванию – недосветить, полить больше, чем надо или оставить контейнер на сквозняке, как сеянцы тут же реагируют на погрешности в уходе – поникают, слабеют, перестают активно развиваться. Как свести к нулю вероятность подобного развития событий, – разбираемся.

Для чего растениям нужны фитогормоны

Все в природе устроено разумно и гармонично. И у взрослых растений механизмы регуляции роста и здорового развития отлажены и работают хорошо. В их тканях вырабатываются специальные вещества – фитогормоны, которые регулируют рост, укрепляют иммунитет растений и стимулируют завязывание плодов.

А вот еще неокрепшие сеянцы нуждаются в дополнительной помощи, без которой им зачастую трудно справляться с влиянием таких внешних факторов, как похолодание, засуха или ошибки в уходе.

Чтобы сеянцы развивались гармонично, не вытягивались, вовремя начинали цвести и завязывать достаточное количество плодов, ученые научились синтезировать безопасные химические вещества – заменители натуральных фитогормонов. Проверено на практике – растениям достаточно даже небольшого количества синтетических гормонов, как их внешний вид значительно улучшается, а показатели урожайности возрастают в разы.

Не путайте фитогормоны с минеральными удобрениями, которые тоже увеличивают урожай, поставляя питательные вещества извне. В отличие от них, фитогормоны влияют на собственные жизненные силы растения, регулируя их правильное действие.

Растения, получавшие подкормку фитогормонами на стадии «закладки» плодов, активней цветут, не сбрасывают завязей, завязывают большее количество крупных плодов красивой формы.
Когда же начать обработки и какие препараты лучше использовать на этапе образования плодов?

Существуют разные фитогормоны (ауксины, гиббереллины, цитокинины, брассины, абсцизины и др.), которые в природных условиях воздействуют на растения комплексно, хотя и отвечают за разные этапы их развития. В естественной среде их влияние на растения сбалансировано.

Синтетические аналоги фитогормонов лучше применять по отдельности, т.к. неопытному огороднику трудно определить, что нужно растению на определенной стадии вегетации. В период бутонизации и образования завязей, например, растения нуждаются в подкормках гормоном гиббереллин.

Как влияет ПлодоСтим на растения

Препарат ПлодоСтим для роста и плодоношения, разработанный специалистами компании «Ваше хозяйство», содержит продукт биотехнологий – гиббереллиновую кислоту, которая обладает широким спектром воздействия на растения:

  • усиливает рост главного стебля и боковых побегов;
  • увеличивает количество междоузлий и развивающихся из них боковых побегов и цветоносов;
  • укрепляет иммунитет растений к заболеваниям, они становятся более стойкими к заражению;
  • у салата и капусты повышается урожайность, масса розеток и кочанов;
  • огурцы и баклажаны образуют больше зеленцов и завязей, а урожай возрастает за счет большего количества плодов;
  • лук и морковь быстрее формируют более мощную вегетативную массу, поэтому растет масса луковиц и корнеплодов и урожайность с каждой грядки;
  • цветочные культуры (цинния, георгины) быстрее развиваются, раньше начинают цветение, образуют больше цветков на растении; увеличиваются период их цветения и декоративность;
  • плодовые культуры дают большие приросты, повышается их урожайность.

Как применять препарат ПлодоСтим для растений

Плодовым и овощным культурам гиббереллины дают в начале цветения для меньшего опадания завязей, увеличения количества, размеров и товарных качеств плодов.

Цветочные культуры отзовутся на подкормку ПлодоСтимом хорошей декоративностью и пышным цветением.

Подкормки проводят путем опрыскивания рабочим раствором препарата. Для удобства применения он расфасован в пакеты весом 6 г и 10 г, а также в упаковки 2×10 и 5×10 г.

В емкость налейте 2/3 требуемого объема воды, добавьте необходимое количество регулятора роста (согласно данным в таблице), долейте воду до нужного объема и перемешайте раствор.

Рабочий раствор ПлодоСтима необходимо израсходовать в день его приготовления! Опрыскивание растений проводите в утренние или вечерние часы в сухую безветренную погоду или при небольшом ветре.

Культура Норма расхода, г/л Способ, время обработки

Баклажан

10 г/5 л

2-кратное опрыскивание:
1-й раз – в фазе начала бутонизации,
2-й – в фазе начала цветения
(приблизительно через 10-15 дней после первого)

Огурец открытого и защищенного грунта

10 г/5 л 2-кратное опрыскивание:
1-й раз – в фазе начала бутонизации
(при наличии 8-10 листьев),
2-й – через 10 дней после первого

Капуста белокочанная

10 г/10 л 2-кратное опрыскивание:
1-й раз – в начале формирования кочана,
2-й – через 15 дней после первого

Лук на выгонку зелени

10 г/5 л замачивание посадочного материала на 1 час

Лук на репку

10 г/3 л 2-кратное опрыскивание:
1-й раз – при высоте пера 5 см,
2-й – через 10 дней после первого

Морковь

10 г/1,2 л замачивание семян в растворе на 1 час
10 г/2,5 л опрыскивание раствором в фазе 3-5 настоящих листьев

Салат

10 г/5 л опрыскивание в фазе 4-5 настоящих листьев

Цинния

10 г/2,5 л опрыскивание в фазе 3-4-й пары настоящих листьев

Георгин

10 г/5 л 2-кратное опрыскивание:
1-й раз – по полным всходам,
2-й – через 10-15 дней после первого

Девичий виноград

10 г/5 л 2-кратное опрыскивание:
1-й раз – в конце мая,
2-й – через 20 дней после первого

Малина

10 г/5 л

2-кратное опрыскивание растений:
1-е – в фазе бутонизации,
2-е – в фазе зеленых завязей.
Расход рабочей жидкости – 0,4-0,6 л/10 кв.м

Яблоня, вишня, слива

10 г/5 л 2-кратное опрыскивание:
1-е – в фазе цветения,
2-е – после опадания лепестков.
Расход рабочей жидкости – 0,6 л/10 кв.м

Защитное действие препарата сохраняется с момента обработки до сбора урожая. Период воздействия – с момента опрыскивания в фазе бутонизации и начала цветения до времени созревания, для капусты – с момента опрыскивания до созревания кочана.

Применение таких высокотехнологичных препаратов, как ПлодоСтим, для регулирования роста растений делает их более крепкими, выносливыми, устойчивыми к перепадам температур и другим стрессовым факторам. Так почему бы им не откликнуться на комфортные условия, которые для них создают, прекрасным внешним видом и достойным урожаем плодов. Хороших и вам урожаев!

Перечислите, какие условия необходимы для роста и развития растений.

Стр 1 из 16

Жизнь растений тесно связана с условиями окружающей среды. Для нормального их роста и развития необходимы питательные вещества, вода, воздух, тепло, свет. Эти факторы всегда действуют на растение комплексно и находятся в определенном сочетании. При отсутствии одного из них растение погибает, так как заменить, например, воду увеличением количества питательных веществ невозможно.

При выращивании цветочно-декоративных культур садовод должен создать наиболее благоприятные для развития растений условия, когда все факторы сочетаются оптимально. Следует помнить, что для растений вреден не только недостаток воды, тепла, питательных веществ, света, но и их избыток.Так, переувлажнение почвы может привести к загниванию корней, ослаблению роста и замедленному цветению, избыток в почве азота вызывает усиленный рост растений, они становятся более восприимчивыми к болезням.

В декоративном садоводстве используются растения почти всех частей света. Разнообразие происхождения цветочных культур определяет различные требования к условиям их выращивания: то, что способствует росту и развитию одних, часто плохо действует на другие. Например, астры, гвоздики быстро растут и обильно цветут при прямом солнечном свете, а ландыш и незабудки лучше развиваются при выращивании их в тени или полутени. Ботаники подразделяют такие растения на светолюбивые и теневыносливые.

Не одинакова потребность отдельных культур и в воде: она зависит от вида корневой системы, строения листа и т. д.. Растения с хорошо развитой корневой системой могут использовать влагу из более глубоких слоёв почвы, поэтому они часто выживают в тех условиях, в которых растения со слаборазвитой корневой системой погибают от недостатка воды. Виды с мелкими листьями меньше нуждаются в воде (так как мало ее испаряют), чем растения с крупной, широкой листовой пластинкой. Поэтому при поливе необходим индивидуальный подход к каждой культуре.
Деление растений на теплолюбивые и холодостойкие тоже не случайно. Наиболее требовательны к теплу так называемые красивоцветущие виды — георгины, канны, пеларгония и т. д.; менее теплолюбивы бальзамин, табак душистый, пиния; астра, левкой, флокс, гвоздика могут переносить даже небольшие заморозки — они относятся к холодостойким культурам.

Важную роль в жизни растений играет их питание. Все необходимые элементы питания, как вы знаете, растения получают в основном из почвы. Именно поэтому так требовательны к ней садоводы. Почва должна быть структурной, содержать все необходимые элементы питания в определенном количестве и легко усвояемой для растений форме, быть достаточно увлажненной и теплой.

Почвы, необходимые для различных цветочно-декоративных культур, не одинаковы. Например, анютины глазки лучше растут на легкой богатой перегноем почве; луковичные хорошо размещать на питательных супесчаных и суглинистых почвах; гвоздику, ирис нужно выращивать на более тяжелых, но богатых питательными веществами почвах. Большинство культурных растений лучше растет на слабокислых или нейтральных почвах, но некоторым культурам, например астре, гелиотропу и т. п., больше подходят почвы, богатые известью.

Приходится менять почвы и по мере развития растений. Сеять семена цветочных растений лучше в легкую почву с примесью песка: она хорошо проницаема для воды и воздуха. Вначале сеянцы растут за счет питательных веществ семени, но в дальнейшем им нужна почва, богатая элементами питания.
Растения хорошо растут и развиваются, когда в почве есть все необходимые элементы питания: калий, кальций, фосфор, азот, железо, магний и другие. Каждый элемент участвует в жизненно важных для растений процессах.

Растения не могут развиваться без микроэлементов — элементов питания, которые необходимы им в небольших количествах. Это бор, медь, цинк, молибден и т. д.
В разные периоды потребность цветочных культур в элементах питания не одинакова: например, во время роста растению более нужен азот, при цветении и плодоношении — фосфор и калий.
Поэтому при выращивании растений нужно хорошо знать и уметь создавать необходимые для каждой культуры условия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *