Дачи в Германии

Думаю, все мы уже привыкли к тому, насколько активно русский язык заимствует сегодня английские слова. К сожалению, далеко не всегда в этом есть насущная необходимость. Иногда мне кажется, что это просто дань какой-то непонятной моде. В английском тоже есть заимствования из иностранных языков. Только относится он к ним с гораздо большей осторожностью. Из русского позаимствованы, например, такие не греющие душу слова, как «аппаратчик», «большевик», «ГУЛАГ», «зек», «кулак», «погром». К ласкающим слух заимствованиям относятся «бабушка», «дача», «самовар», «спутник», «тройка».

Итак, «дача» — слово, вошедшее в английский язык в 1896 году. Что оно означает для британца? Оксфордский словарь, включающий в себя все слова, которые бытуют или бытовали в английском литературном и разговорном языке с 1150 года, дает такое определение даче: загородный дом или коттедж, обычно используемый летом или в качестве места для отдыха. Примерно так и представляет себе дачу среднестатистический британец, рисуя в воображении, например, дачу Горбачева в Крыму. Ему и невдомек, что неотъемлемой частью «отдыха» в летней резиденции зачастую является прорывание бурьянов или сбор колорадских жуков, что для многих дача — это возможность прокормить себя в тяжелые времена. Понятное дело, что о шести сотках, дачных кооперативах и т.д. тоже никто не слышал.

Дача ассоциируется в Британии исключительно с бывшим СССР. Однако, если вы спросите меня, существуют ли здесь дачи, я отвечу положительно. Да, мы и британцы вкладываем несколько разный смысл в идею выезда за город, но по сути различия не так уж велики. Для нас дача — это дом, сад, огород, т.е. три в одном. Наши ездят туда, чтобы почитать книжку, сделать шашлык, поспать на свежем воздухе, а также, чтобы сажать, полоть, удобрять, поливать и собирать урожай. Все эти занятия знакомы и британцам. Исключение составляет лишь фруктовый сад. Ввиду особенностей климата и почвы или по каким-то другим причинам в Британии их либо просто нет, либо мне они пока не встречались. А отдыхают и работают британцы за городом так же, как и народ на постсоветском пространстве. Только они эти два занятия не смешивают.

Небольшой словарик поможет нам разобраться, что к чему на дачном пространстве Британии:

ALLOTMENT — участок земли, арендованный у местных властей под огород

CARAVAN — фургон, трейлер, дом на колесах, дом-прицеп, оборудованный под жилье фургон, жилой прицеп

STATIC CARAVAN — непередвижной/стационарный фургон, трейлер, дом на колесах, дом-прицеп, оборудованный под жилье фургон, жилой прицеп

HOLIDAY HOME — загородный дом или квартира

Местное русскоязычное население называет caravan — караваном, а static caravan — стационарным караваном. Обычно я сознательно и старательно разграничиваю русский и английский и пытаюсь без необходимости не засорять их заимствованными друг у друга словами. Но в этом случае я сдалась и пользуюсь уже внедрившимися в мое сознание терминами. Боюсь, что переучиваться поздно. Хотя, произнося «мой караван», мне нелегко отделаться от мысли, что это не мой дом на колесах, а группа вьючных животных, перевозящих грузы и людей в пустыне…

ALLOTMENT

Земельные наделы существуют на территории Британии с англосаксонских времен, т.е. более тысячи лет. Однако, узнаваемая современными британцами система их распределения и аренды появилась только в XIX веке. Именно тогда землю начали предоставлять беднякам, чтобы дать им возможность самостоятельно себя прокормить. В 1908 году появился закон, обязывающий местные власти выделять земельные участки в аренду всем желающим, но только после Первой мировой войны властям удалось удовлетворить спрос и со стороны бедняков, и со стороны вернувшихся с фронта. Не будем забывать, что Британия — маленький остров и земля здесь на вес золота.

Во время Второй мировой ситуация коренным образом изменилась. Земли стало больше… Общественные парки и декоративные сады частных домов были временно превращены в огороды. Собственные овощи выращивали миллионы людей, чтобы не умереть с голоду. До войны около 70% продуктов питания импортировалось из-за границы. Вступление в войну с Германией означало, что Британии придется кормить себя без поддержки извне.

Вот так сегодня выглядит типичный британский огород; пластиковые бутылки на палках — это пугала

В тот период многие британцы, которых раньше ничего не связывало с землей, на всю оставшуюся жизнь «заболели» огородом. Среди них оказался и дедушка моего мужа Джозеф Дункан, фото которого можно увидеть . Инженер по профессии, он до конца своих дней оставался заядлым огородником. Даже когда с возрастом у него появились проблемы со здоровьем и врачи настоятельно рекомендовали ему отказаться от своего хобби, он и слушать ничего не хотел. Умер дедушка Дункан от инфаркта на своем земельном участке в Ливерпуле…

Похоже, можно собирать урожай; это я в середине августа фотографировала

В наши дни популярность земельных участков, которые можно арендовать у местных властей, переживает небывалый подъем. Выращивать экологически чистые продукты своими руками — это круто! Земли на всех желающих, конечно, не хватает. В очереди на участок сейчас находится 90 тыс британцев. Стоимость аренды чисто символическая — от £25 до £125 в год.

CARAVAN

Теплым летним днем 1884 года шотландский военный врач и автор приключенческих романов Уильям Гордон Стейблз в компании двух дочерей и ньюфаундленда по кличке Ураган Боб отправился из своего дома в Беркшире в путешествие по окружающим Лондон графствам. От путешественников того времени их отличало наличие уникального средства передвижения — сконструированного по собственному проекту Уильяма Стейблза комфортабельного фургона, запряженного лошадьми. Это событие вошло в историю как первый в Британии караван-отпуск, а фургон «Странник» (Wanderer) — как прародитель современных передвижных караванов.

Караван «Странник»: справа стоит Уильям Гордон Стейблз, на подстилке отдыхает Ураган Боб

Уильям Стейблз располагал значительными средствами и поручил сборку «Странника» Bristol Wagon Company, занимавшейся производством железнодорожных вагонов для путешествий первым классом. Весивший около двух тонн караван имел двойную обшивку из красного дерева и был 5,5 м в длину, 2 м в ширину и чуть больше 3 м в высоту. Внутри «Странника» было достаточно места для умывальника, плиты с масляными горелками, кладовки, раскладного стола и длинного дивана-лавки. Путешествовал Уильям Стейблз со своей семьей, камердинером, кучером, любимым псом и какаду (прислуга ночевала в палатках).

Уильям Стейблз сидит на подстилке в центре; справа от «Странника» стоит палатка для прислуги

«Странник» внутри

А вот и умывальник

Отпуск 1884 года прошел гладко, и уже в 1885-м «Странник» отправился в Шотландию, проделав более 2000 км. Эту поездку Уильям Стейблз описал в книге «Круиз наземной яхты “Странник”» (The Cruise of the Land Yacht Wanderer). С тех пор «яхта» отправлялась в круиз каждое лето. До 1961 года «Странник» находился в собственности семьи и потомков Уильяма Стейблза, которые не давали каравану застояться… Сегодня «Странником» можно полюбоваться в Индустриальном музее Бристоля.

Уильям Стейблз заразил караванингом тысячи людей, которым понравилась идея выбора собственного маршрута и отдыха вдали от переполненных туристами мест. Сегодня миллионы британцев являются владельцами передвижных караванов. Существует несколько тысяч баз, где путешественники могут остановиться. Кстати, внутри караванов практически ничего не изменилось со времен Уильяма Стейблза. Разве что в некоторых теперь есть туалет.

Последователи Уильяма Стейблза в наши дни

Средняя стоимость каравана находится в пределах от £17000 до £23000. Все зависит от размера и уровня комфорта внутри.

Караваны попроще

А вот и более дорогой вариант; мне понравилось, как у этой семьи все организовано

Интересный факт: Артур Конан Дойл был шотландцем, врачом и автором приключенческих романов… так же, как и Уильям Стейблз. Два великих сына Шотландии!

STATIC CARAVAN

Стационарный караван — это конструкция внушительного размера, которую можно переместить исключительно при помощи специального грузовика, а установить — при помощи подъемного крана. Зачастую компания перевозчик занимается также подключением к канализации, водоснабжению и электричеству. За пребывание на караван-базе нужно ежегодно платить определенную сумму, которая идет на поддержание в порядке территории: стрижку газона, вывоз мусора и т.д.

Транспортировка и установка стационарного каравана

Первый стационарный караван увидел свет в 1947 году. С тех пор он претерпел ряд изменений: стал более комфортным внутри и привлекательным снаружи. Существует масса различных планировок. Размер варьируется в зависимости от количества спален и туалетов. Минимальный набор того, что вы найдете внутри, включает гостиную-столовую, кухню, ванную, туалет и спальню. К стационарным караванам подводится газ из баллона и вуаля — из крана течет горячая вода, работают газовая плита и камин. Если кто-то помнит отдых «в домиках» в советские времена, здесь до сих пор в ходу точно такие же алые баллоны.

Стационарный караван наших соседей; они сделали для газовых баллонов симпатичную беседку

Мы с мужем и Альбиошей — заядлые караванщики со стажем. Наш стационарный караван находится на острове в Ирландском море. Холи-Айленд — жемчужина Уэльса, заслуживающая отдельного упоминания, поэтому в следующий раз я напишу именно о нем.

Наш караванчик

Вид с нашего порога на фермерское хозяйство

Караван-сезон на нашей базе длится с начала марта до конца октября. В остальное время она официально закрыта. Мы караваним так часто, как того позволяют обстоятельства. На дорогу на машине уходит примерно два часа в одну сторону. В нашем караване есть гостиная-столовая и совмещенная с ней кухня, три спальни, два туалета и душ, т.е. все необходимое для отдыха самим или с родными и друзьями.

Наш караван внутри (гостиная-столовая)

Цены на стационарные караваны варьируются в пределах от £25000 до £35000. Часто их покупают вскладчину несколько семей, договорившись отдыхать по очереди. Конечно, так получается дешевле. Еще один вариант сократить расходы — найти караван в отличном состоянии, которому год или два. Он будет стоить почти в два раза меньше.

Священный Альбион, он же Альбиоша, на Холи-Айленд

Пляж возле нашего каравана

Нравится мне эта база на утесе (на машине от нашего каравана пять минут езды)

HOLIDAY HOME

По внешнему виду, размеру и планировке загородные дома и квартиры в принципе не отличаются от домов и квартир, в которых британцы живут постоянно. Местоположение представляет собой основное, если не единственное, отличие. Планируя покупку дома или квартиры для отдыха, народ первым делом смотрит на недвижимость на морском или океаническом побережье, на берегу реки или озера, в горах. Главное — быть в окружении природы. Некоторые предпочитают небольшие исторические деревушки или близость к крупным культурным центрам.

Деревня Портдинлаен в Уэльсе: мне приглянулись домики на пляже, хороши для отдыха в любое время года

Загородный дом или квартира — это, пожалуй, наименее распространенный дачный вариант. Возможных причины здесь две. Во-первых, он намного дороже остальных. Во-вторых, у британцев роман с караванами, а со всеобщей любовью сложно конкурировать.

Похожие записки

в черте города

Смотреть что такое «в черте города» в других словарях:

  • Города проведения ЧМ-2018 по футболу: Ростов-на-Дону — Ростов на Дону выбран в качестве одного из российских городов, которые примут матчи чемпионата мира по футболу 2018 года. Ростов на Дону является административным центром Ростовской области и Южного федерального округа России, политический,… … Энциклопедия ньюсмейкеров

  • Города Древнего Египта — Зарождение и формирование первых городов поселений в Древнем Египте происходило на рубеже палеолита (в долине Нила до 5 го тыс. до н. э., когда процветали такие формы хозяйствования как охота, рыболовство, собирательство) и неолита (в… … Википедия

  • Города древнего Ближнего Востока — Ближний Восток является одним из древнейших центров возникновения городов на Земле. Первые поселения городского типа появляются здесь ещё в 10 8 тыс. до н. э. К древнейшим известным городам относятся Иерихон, Библос, Сузы и др. Крупнейшие города… … Википедия

  • Статус города — (городские права) система законодательных установлений, благодаря которым населённый пункт приобретает определённые права, выделяющие его из ряда сельских населённых пунктов. Содержание 1 История 2 Присвоение статуса 2.1 … Википедия

  • Древние города Ближнего Востока — Ближний Восток является одним из древнейших центров возникновения городов на Земле. Первые поселения городского типа появляются здесь ещё в 10 8 тыс. до н. э. К древнейшим известным городам относятся Иерихон, Библос, Сузы и др. Крупнейшие города… … Википедия

  • Еврейская община города Бендеры — Еврейская община города Бендеры. Бендеры (молд. Bender, укр. Бендери, рум. Tighina; от персидского гавань , пристань ) город в Приднестровской Молдавской Республике (Молдавия). Главный порт на реке Днестр, крупнейший железнодорожный… … Википедия

  • Памятники истории и культуры города Чебоксары — Памятники истории и культуры города Чебоксары, охраняемые государством Это … Википедия

  • Памятники истории и культуры города Чебоксары, охраняемые государством — … Википедия

  • Окружная автодорога города Воронежа — Начало автодороги в Северн … Википедия

  • Список храмов, упразднённых советской властью — Снос Храма Христа Спасителя в Москв … Википедия

  • Москва — I первопрестольная стол. России. История. Первое летописное слово о М. относится к 1147 г., когда суздальский князь Юрий Долгорукий в этой своей вотчинной усадьбе давал сильный обед пир своему союзнику и другу северскому князю Святославу… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Специфика архитектуры и строительства разных стран базируется на прочном фундаменте самобытного менталитета, на уровне экономического развития, учитывает территориальные и климатические особенности.

Единая цель деятельности архитекторов и строителей, осуществляющих деятельность на разных континентах, заключается в возведении архитектурных ансамблей, совмещающих:
• высокие эстетические качества;
• функциональность жилых и общественных строений;
• конструктивность.

Для достижения равнозначных результатов строители и архитекторы, стремящиеся создать высокое качество жизни и эксплуатации зданий, используют разные строительные материалы, методы проектирования и технологии сооружения.

Архитектура и строительство относительно «молодых» государств существенно отличается от стиля возведения зданий и строительных технологий, применяемых в странах с богатейшими историческими традициями. Архитектурные комплексы предприимчивых стремительных американцев невозможно перепутать со зданиями и ансамблями, сооружаемыми в степенной, почитающей респектабельную солидность Англии. Возведение новых строений на территории Великобритании или насыщенной древними архитектурными памятниками Италии обосновано формированием гармонии между историческим наследием и инновационными решениями. В Канаде и практичной Америке доминируют перспективные решения, новаторский стиль и рациональность.

В немалой степени архитектура и технологии реализации идей архитекторов зависят от плотности населения, влияющей в свою очередь:
• на плотность застройки;
• на этажность индустриального строительства.

Ограниченное пространство жителей тихоокеанской островной Японии обосновало приоритеты возведения небоскребов, которые американцы сооружают в целях сокращения затрат на благоустройство и прокладку коммуникаций, а арабские нувориши из желания сформировать уникальный имидж государства.

Технологии строительства и задумки архитекторов нередко разнятся даже на территории одной страны, так как зависят:
• от ландшафтной специфики;
• от численности теплых дней и количества осадков;
• от степени сейсмической опасности;
• от надежности подстилающих грунтов;
• от географического положения, близости крупных природных водоемов, горных сооружений и др.

Ярким подтверждением различий является архитектура и строительство России, северные регионы которой нуждаются в радикально противоположных решениях, отличающихся от сооружения строений в южных областях.

Несмотря на различия в социальном и техническом развитии различных государств интенсивно развивающаяся архитектура и строительство имеет колоссальное количество общих черт. Среди них:
• новейшие стройматериалы, разработка которых основана на повышении прочности и экономичной эксплуатации зданий;
• активно внедряемые новые методы скоростного возведения из готовых строительных конструкций;
• использование износостойкой отделки;
• повышение критериев безопасности и эргономики;
• обеспечение декоративного превосходства.

Немаловажным фактором, объединяющим работу всех архитекторов и строителей, является целесообразное снижение бюджета строительства и последующего использования возведенных общественных зданий и жилья. Что в немалой степени зависит от грамотного проекта, правильного выбора материалов, четкого соблюдения строительных нормативов.

Стокгольм. Дачная жизнь шведских тружеников

В конце ноября, будучи с кратким визитом в Стокгольме, неожиданно открыл для себя новую его грань: дачные посёлочки в черте города. Да: прямо внутри городской черты располагаются дачные кооперативы с милыми огородиками и уютными деревянными курятничками. После этого мне стали понятны возмущения шведских ватников, когда они мне в летнем посте про дачи в немецкой Померании писали, что в Швеции есть то же самое и это вовсе не признак социализма советской модели, а нормальный общеевропейский тренд.
Поскольку это реально интересная грань города, давайте прогуляемся от станции узкоколейки «Университет» через кампусы Стокгольмского университета до студгородка Королевского Технологического института. На этом пути лежат аж два дачных посёлочка, вот их и посмотрим.
Нет-нет, это вовсе не евросортир! А уютная шведская летняя дачка
2. Для начала дачно-городской прогулки по Стокгольму высаживаемся на станции «Universitetet» легкорельсовой системы SL Localbana. На улице морозец около -5, но снега нет. При этом светит солнышко, что очень радует.
3. Поднимаемся на виадук и пересекаем линию. Нам идти во-о-он туда, на левую сторону снимка. Первый из дачных посёлков по пути уже хорошо виден.
4. Идём вдоль кооператива. Небольшие уютные участки по 1-2 сотки. Вполне достаточно для Скандинавии, ценящей компактность.
5. Сейчас конец ноября, поэтому листвы уже нет и посёлок, в общем-то, хорошо просматривается. Летом сложней — он утопает в зелени.
6. Участки разделяют своеобразные улочки-тропки.
7. Домики скромные, но уютные. Они летние, зимой тут никого нет.
8. Окрестности живописные. Относительно наполнения участков — они разные. Есть те, где просто твёрдая почва — наверное, сажают цветочки. Но большинство имеет грядочки для овощей, окаймлённые досками.
9. От посёлка мы отворачиваем влево и нырнув под автодорогой, оказываемся прямо у станции метро «Университет». Но в метро мы сейчас не спускаемся и решаем идти пешком до следующей станции «Техническая школа».
10. Некоторое время идём по парку и вдоль общежитий и корпусов Стокгольмского университета. Навстречу попадаются в основном студенты и аспиранты.
11. А вот завершающий университетский квартал «Студенческий дом».
12. Проходим его и оказываемся в малозастроенной зоне (здание с кадра 11 — справа). Тут нам идти опять по парку. Вдали виднеются университетские общежития.
13. А мы идём вперёд, по дорожке.
14. Вот уже и второй дачный кооператив показался.
15. Табличка у главного входа. Все участки тщательно отмечены и пронумерованы. Мы сейчас находимся у зоны А этого посёлка. Написано, что он тут существует аж с 1905 года, т.е. уже 110 (!) лет.
16. Ну что, ненадолго зайдём на территорию? Посмотрим, чем живут трудовые шведы.
17. А живут они дачной жизнию хоть и скромненько, но уютно и достойно.
18. Милые домики. Скамейки-столики. Вроде и в городе, но вокруг природа.
19. Размеченные грядочки. Интересно, что они тут сажают весной?
20. Всё очень аккуратно.
21. Другой вход на территорию этого дачного кооператива. Шлагбаумом служит простая грубая доска.
22. У домика сложен нехитрый садовый инвентарь. Можно не прятать на зиму, тут не воруют.
23. Есть и теплички для личных персональных огурчиков. А как ещё бороться с мерзкой глобализацией овощного ассортимента в магазинах?
24. Выходим снова на столбовую дорогу и продвигаемся к линии SL Localbana.
25. Дачные домики тянутся практически до линии.
26. Узкоколейка идёт над обычной линией. Дачи же позади меня.
27. Бросим ещё взгляд на дачный посёлок (это сектор B того кооператива). Очень уютно и мило — совсем не то, что в России.
27а. Вот, для сравнения — суровые российские дачи за Красноярском (отсюда, с моей транссибирской поездки 2007 года). Совсем не то, согласитесь?
28. Теперь идём по дороге вдоль узкоколейки. На той стороне виднеется мощный корпус Университета, один из факультетов.
29. Входим в зону застройки Королевского Технологического института. Трудовые шведы (обратите внимание — именно шведы-викинги! а не арабы-негры) работают над перекладкой теплотрассы.
30. Зона работ. Тут и перекладывают теплотрассу.
31. Конец прогулке — сбоку показалось главное здание Технологического института.
Ах, да. Далеко ли эти милые места находятся относительно плотно обсаженных туриками юргорденов и гамла-станов? Нет, совсем недалеко. Смотрите — наша прогулка помечена стрелками. А Гамла-Стан и район вокзала хорошо виден на нижней части карты. Так что всё это близко.
Вот такая любопытная грань шведской жизни 🙂

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *