Елка зимой

Канадские сосны

Чем хороша канадская сосна?

Новогодняя канадская сосна – это настоящая сказка. Ваши гости и друзья обязательно заметят, что в этом году ваша «елочка» заметно преобразилась. И вот почему:

  • Эти деревья намного более пушистые, чем отечественные елки и даже сосны. Иголок так много, и они такие длинные, что ни ствола, ни даже веточек невозможно рассмотреть целиком.
  • В отличие от обычной елки, хвоя сосны хоть и колкая, но намного мягче. Это отличный выбор для тех, у кого дома есть маленькие дети и домашние животные.
  • Канадскую сосну выращивают особым способом, прищипывая почки. Поэтому она меньше тянется вверх, и больше разрастается вширь. Крону формируют пирамидальной формы. Получается очень пышное и объемное дерево.

Единственный недостаток – менее выраженный, чем у елок, хвойный запах. Но он легко решается: нужно лишь докупить несколько обычных еловых веток.

Сколько простоит не осыпаясь?

Эти деревья стоят дольше обычных елей, что огромный плюс, если вы не спешите расставаться с праздничным настроением. Главное – не испытывать сосну на прочность, целенаправленно нарушая правила обращения с ней. Но даже и начав осыпаться, канадская красавица делает это постепенно, а не сразу.

Правила эти очень просты, вы можете узнать их в нашем специальном разделе на сайте.

Какого размера есть канадские сосны?

Именно такого, какой нужен вам. Мы специально заказываем сосны разной высоты, чтобы вы могли сами выбрать дерево под конкретное помещение. Если вам нужно украсить большой зал, то в наличии есть сосны выше 2 метров.

Для украшения же дома или офиса, подойдут сосны пониже. Самые маленькие варианты удобно уместятся на рабочем столе или подоконнике.

Как доставить сосну домой?

Если вы решили купить канадскую сосну в Москве, Екатеринбурге, Уфе или Санкт-Петербурге, то в этих городах вы можете заказать нашу доставку до нужного места. Мы используем фиксированные расценки, которые зависят только от высоты дерева.

Для того чтобы узнать возможность и стоимость доставки в другие города, свяжитесь с нами по телефону.

Если вы купили невысокое дерево, которое поместится в ваш личный автомобиль, то вы можете забрать его самовывозом с любого нашего ближайшего склада.

Сценарий «Новогодняя елка в детском саду»

Оксана Шульгина
Сценарий «Новогодняя елка в детском саду»

Сценарий

«Новогодняя елка в детском саду»

Средняя группа

МКДОУ «Детский сад №18 «Вишенка»

Муз. руководитель Шульгина О. Ю.

2015 год

Роли:

Дети:

Белоснежка —

Звездочки-

Гномики –

Взрослые:

Ведущая —

Снегурочка —

Кикимора —

Дед Мороз —

В нарядно украшенный зал под веселую музыку вбегают дети и встают вокруг елки

Ведущая — В зал нарядный мы вбежали,

Чудо елку увидали.

Будем песни петь, плясать,

Будем Новый год встречать.

1-й ребенок — Здравствуй елочка лесная,

Серебристая, густая!

Ты под солнышком росла

И на праздник к нам пришла.

2-й ребенок — Нарядилась ты на диво

Так нарядно, так красиво!

Вся в игрушках, фонарях,

Позолоте и огнях.

3-й ребенок — Хорошо украшена,

Хорошо наряжена.

Елочка смолистая,

Стройная, душистая!

4-й ребенок — Ты пришла на радость детям,

Новый год с тобой мы встретим!

Дружно песню заведем,

Весело плясать пойдем!

Ведущая — хоровод «Танец около елки»:

Ю. Слонова, И. Михайлова

Текст песни:

1. Новый год, новый год хоровод

Возле елки хоровод.

Припев:

Весело, весело скользящие хлопки

Хлопают хлопушки.

А у елочки звезда кружатся на месте, ручки-фонарики

Прямо на макушке!

2. Дед Мороз, Дед Мороз топают

Деткам елочку принес.

Припев. тот же движения те же

3. Мы попляшем, отдохнем кружатся лодочками

И опять плясать пойдем.

Припев. тот же движения те же

Ведущая — Наступает Новый год!

Ведущая и Дети — Здравствуй, елка!

Ведущая — Мы сегодня запоем песню…

Ведущая и Дети — Звонко!

Ведущая — Вокруг елочки пойдем.

Ведущая и Дети — Хороводом!

Ведущая — Поздравляю всех гостей.

Ведущая и Дети — С Новым годом!

Ведущая — хоровод «Новогодний»:

А. Филлипенко,Т. Волгиной сб. подг. гр. стр. 250, д. подг. гр. 2(10)

Текст:

1. В хороводе танцевать хоровод

будем мы сегодня

Возле елочки встречать идут к елке

праздник новогодний. идут от елки

Припев:

Новый год/2раза 2 хлопка и 3 притопа/ 2раза

Песни раздаются.

За окном сверкает лед лодочками кружение на месте

И снежинки вьются.

2. Смотрит елка на шары Фонарики с пружинками

Пестрые хлопушки.

Ярко звездочка горит хлопки над головой

На ее макушке.

Припев. тот же

3. Возле елки завели хоровод

Хоровод ребята.

А за ними в пляс пошли идут к елке

Белки и зайчата. идут от елки

Припев. тот же

Дети проходят на места

свет гаснет, горит прожектор, в центр выходит Ведущая

Ведущая – Как всегда это бывает,

Нам кого-то не хватает.

Мы пришли сюда не просто,

Мы пришли сюда не зря.

С Новым годом вас поздравить

Очень хочется друзья.

Ничего нет интересней,

Чем в такой вот день чудесный,

Сказку в гости нам позвать,

На дорожке повстречать.

Ведущая обходит елку и видит красивый снежный домик

Ведущая — Ой, а что это за домик у дорожки?

Он мне что-то незнаком.

Ну-ка я сейчас в окошко

Погляжу одним глазком. (заглядывает)

Этот домик интересный,

Этот домик непростой,

Постучу-ка я разок,

Чей услышу голосок?

Ведущая стучит

Из домика под музыку выходит Снегурочка

Снегурочка — В этом домике своем

Мы дружно с дедушкой живем.

И не страшен холод нам,

Рады мы морозным дням.

В нашем доме печки нет,

Огонька боится дед.

Огонька и я боюсь,

Ведь Снегурочкой зовусь.

С Новым годом поздравляю,

Поздравляю всех гостей.

И от всей души желаю

Я вам самых светлых дней.

Ведущая – Дети все пришли на елку.

Гости здесь,но вот вопрос:

«Где же бродит наш веселый,

Добрый дедушка Мороз?»

Снегурочка — Уж пора ему прийти,

Задержался он в пути!

«Дед Мороз – АУ, АУ-У-У!» –

Слышишь, я тебя зову!

Ведущая – Ой, ребята, посмотрите.

На елочке письмо какое-то висит.

Интересно от кого оно?Читает письмо:

— Вы под елку загляните,

Колокольчик там найдите.

Не крутите, не вертите,

А тихонько потрясите.

Колокольчик запоет

И гостей к вам позовет.

Я гружу подарков воз.

Скоро буду. Дед Мороз

— Где же волшебный колокольчик?

Ведущая находит под елкой колокольчик и тихонько звенит

Снегурочка — Ой, ребята, тише-тише.

Что-то странное я слышу!

Кто-то к нам сюда бежит,

Кто-то к нам сюда спешит!

Под музыку в зал вбегает Кикимора

Кикимора — Наконец-то, я пришла.

Наконец-то, вас нашла!

Ух! Народу много в зале!

Знаю, все вы меня ждали!

Здравствуйте!

Ведущая – Это, что еще за чудо?

Извините, вы откуда?

Снегурочка – Что-то я на вас смотрю,

И никак не узнаю.

Кикимора — Что же я исправлюсь

И сейчас представлюсь —

Я– Кикимора лесная,

Я – девчонка озорная.

Я люблю шутить, смеяться,

Всяко- разно забавляться!

Я невредная, незлая,

Я девчонка – просто клад!

И умна я, и красива,

Все об этом говорят!

Я сегодня нарядилась,

К вам на праздник заявилась!

— Ой, братцы, какая большая МЕТЕЛКА!

Ведущая – Да это же наша красавица елка!

Снегурочка — Никак Кикимора в толк не возьмет.

Что к нам Новый год очень скоро придет.

Кикимора — Да нет же, я все поняла

И даже подарочки вам принесла.

Кикимора вытаскивает мешок из-под елки

Кикимора — Вот у меня подарки есть,

Что не можно глаз отвесть.

Я вам сейчас их покажу.

Кикимора достает из мешка платье все дырявое

Кикимора — Вот платье, почти новое. В молодости носила, когда красавицей была.

— Вот скатерть-самобранка. Правда она прохудилась, но еще хорошая.

— Вот самовар,если бы его почистить, то можно смотреть как в зеркало.

— Нравятся вам мои подарки?

Дети — Нет

Кикимора (обиженно) — Нет? Один раз хотела доброй быть и то не угодила.

Ну и ладно, я уйду тогда!

Снегурочка — Нет, Кикимора останься,

Не спеши к себе домой.

Будь ты гостьей дорогой.

Снегурочка предлагает Кикиморе приготовленное место, звенит в колокольчик, выходит Белоснежка с Гномами

Белоснежка — На зов ваш тут же появились.

Меня узнали вы друзья?

Семь гномов к вам сюда явились,

А Белоснежка – это я!

1-й Гном — Мы гномы, гномы, гномы.

Мы с шутками всегда,

И мы не унываем

Нигде и никогда.

2-й Гном — Мы песенкой задорной

Встречаем Новый год.

Мы гномы, гномы, гномы

Веселый мы народ.

Ведущая – танец Гномов

Снегурочка — Всех гостей мы очень ждали,

В круг единый их собрали.

Не хватает одного,

Деда Мороза самого.

— Давайте мы его позовем!

Дед Мороз! Дед Мороз!

Не идет! Может быть в лесу темно?

Снегурочка — Звездочки скорей бегите и дорогу осветите!

Ведущая — Танец звездочек («Вальс», муз. И. Леей, композиция движении С. Галкиной и Л. Сехиной)

1 — 4 такты. Выполняют «пружинку», протягивая звездочку к центру и обратно (2 раза)

5 — 8 такты. Кружатся на месте.

9 — 12 такты. Поднимают звездочку вверх и опускают к груди (2раза).

13 — 16 такты. Кружатся.

17 — 24 такты. Повторяются движения 9 — 16 тактов.

С окончанием музыки останавливаются лицом в круг, держа звездочку в – правой руке. Образуется хоровод.

25 — 32 такты. Покачивают сцепленными руками со звездами вперед-назад.

33 — 40 такты. Бегут по кругу.

41 — 48 такты. Разъединив руки и взяв свою звездочку, кружатся.

Входит Дед Мороз

Дед Мороз — Здравствуйте, детишки,

Девчонки и мальчишки!

Я – веселый Дед Мороз,

Гость ваш новогодний.

От меня не прячьте нос,

Добрый я сегодня!

Помню, ровно год назад,

Видел этих я ребят!

Год промчался словно час,

Я и не заметил!

Вот я снова среди вас,

Дорогие дети!

Ай, да елка, просто диво!

Так нарядна и красива!

Я во всех садах бывал,

Но лучше елки не видал.

Становитесь-ка, ребята,

Поскорее в хоровод.

Песней, пляской и весельем

Встретим с вами Новый год!

Снегурочка – Дедушка! А огни на елочке не горят!

Слышится звон колокольчиков

Дед Мороз — Слышите, на елке

Зазвенели вдруг иголки.

Может быть звенят они,

Чтобы мы зажгли огни?

Дед Мороз — Чуть подальше отойдите,

Дружно хором все скажите:

— «Елка, елочка, проснись

И огнями загорись!»

Все (говорят) — «Елка, елочка, проснись

И огнями загорись!»

Дед Мороз – Не зажигаются?

Видно кто-то не кричал!

Видно кто-то промолчал!

Давайте все вместе крикнем еще раз!

«Елка, елочка, проснись

И огнями загорись!»

Дети повторяют и огоньки на елочке загораются

Дед Мороз – Ну, а теперь мы встанем в хоровод вокруг нарядной елочки!

Ведущая — Хоровод «Ай, да елочка»:

Текст песни:

1. У ребяток наших, елочка большая хоровод

Огоньки на елочке весело сверкают.

Припев:

Ай, да елочка погляди, погляди фонарики с пружинками

Деткам елочка, посвети, посвети. скользящие хлопки

2. Не коли нас елочка, веточкой мохнатой. грозят пальчиком

Убери иголочки дальше от ребяток. «убери» отталкивают веточки 2-мя ручками

Припев. тот же

движения те же

3. Мы поем и пляшем, весело сегодня ножки на пяточку

У ребяток наших, праздник новогодний. кружатся на месте, ручки фонариками

Припев. тот же движения те же

Дед Мороз — Снегурочка, загадай ребятам зимние, снежные загадки!

Снегурочка – Хорошо, Дедушка!

1. Вся нарядная в игрушках

Вся в гирляндах и в хлопушках

Не колючая ни сколько

Ну конечно это … (ёлка)

2. Его дети из снега слепили

Из морковки приделали нос

Даже шарфик ему подарили

Чтобы в сильный мороз не замёрз

Кто же он знает каждый ребёнок

Во дворе за окошком стоит

Друг мальчишек и друг девчонок

Добрый толстенький друг … (снеговик)

3. Все резные, кружевные –

лёгкие пушинки

С неба прилетели к нам

Белые … (Снежинки)

4. Мы замерзнуть не боимся

Мы танцуем и поём

Мы смеёмся веселимся

И подарки ждём

И вокруг нарядной ёлки

Водим хоровод

Не боимся мы замёрзнуть

Мы встречаем … (Новый Год)

5. Мы сегодня так устали

Пели песни и плясали

Хоть зима, а здесь нам жарко

И в мешке нас ждут … (подарки)

Снегурочка – Молодцы, ребята! Все загадки отгадали!

— Ой, ребята, тише, тише,

Что-то странное я слышу!

Тут под елкой кто-то спит,

Ох, и громко как храпит.

Дед Мороз — Все в ладоши хлопать будем,

Соню мы сейчас разбудим.

Звучит музыка, все хлопают в ладоши

Кикимора просыпается и выходит зевая из-за елки протирая глаза

Кикимора — Что сейчас случилось тут,

Спать спокойно не дают…

— Ой, Дед Мороз. Что же это, я все проспала? И вы уже подарки получили? Я тоже хочу.

Дед Мороз — Ну что ж, Кикимора, и ты от меня получишь подарочек, но сначала повесели ребят, поиграй с ними. А где же моя рукавица?

— Я, друзья, пока плясал,

Рукавицу потерял.

Вот так горе, вот беда!

Кикимора — Дед Мороз, да вот она!

Улыбнись веселей,

Догоняй ее скорей!

Ведущая – игра «Догани руковицу»:

Проводится игра «Поймай рукавичку». Дети передают рукавицу Деда Мороза по кругу. Дед Мороз старается ее догнать, наконец, ему это удается.

Дед Мороз — Ух, успел! Ух, догнал!

Все равно тебя поймал.

В рукавицах теперь я!

Кикимора – Потрудился ты не зря!

Дед Мороз – Ах, проказники, озорники! Вот я вас сейчас заморожу!

Ведущая – игра «Заморожу»

Все в кругу, вытягивают вперед руки. Дед Мороз бегает по кругу и хватает детей за руки, кого поймает – выводит в центр круга. 5-6 детей в кругу – танцуют с Дедом Морозом.

Дед Мороз — Какие ловкие, ребята! Никого не заморозил! Пойду, отдохну! И стихи послушаю!

Все садятся на места

Чтение стихов 1

Дед Мороз — Ох, и здорово читали,

Вижу, даже не устали!

Так не будем отдыхать,

А продолжим мы играть?

Дети – Да

Дед Мороз – Хорошо, поиграем!

Ведущая — Игра «Мы от ветра убежим»: без музыки!

Текст:

Ведущая — На дворе метет пурга, гуляют по кругу

Ветер завывает.

Все равно пойдем гулять.

Пусть нас не пугает.

Дед Мороз — Я вам руки заморожу!

Ведущая — А мы станем хлопат. хлопают

Дед Мороз — Я вам ноги заморожу!

Ведущая — А мы станем топать. топают

Дед Мороз — Вот залезу в шубу к вам,

Быстро задрожите.

И от Дедушки Мороза

Вы не убежите!

Ведущая и дети – Убежим! Ведущая с детьми бегут от Деда Мороза вокруг елки

Дед Мороз — Дед Мороз – Молодцы!

А, давайте еще поиграем!

Ведущая – Игра «Снег – снежок»:

Текст игры (поют и имитируют действия):

1. Снег – Снежок/ 2раза бегут по кругу

По дорожке стелется.

Снег – Снежок/ 2раза кружатся на месте

Белая метелица,

Снег – Снежок/ 2раза качают руками стоя на месте

Замело дорожки

Снег – Снежок/ 2раза поднимают ладошку вверх

Тает на ладошке.

1.Со 2 части: Нам тепло на дворе трут уши

Не замерзли ушки.

Накатаем мы снег «катают ком»

В белый ком большущий.

3.Со 2 части: Мы налепим снежков «лепим снежки»

Вместе поиграем.

И друг в друга снежки «бросаем снежки»

Весело бросаем.

Дед Мороз – А Снежки покидаем?

Дед Мороз рассыпает снежки на пол

Ведущая – игра «Снежки»:

Ведущая с детьми бегут от Деда Мороза вокруг елки и кидают друг в друга ватными снежками. Когда игра окончена все дети легко на носочках бегут на места

Ведущая — А сейчас ребятки снова почитают стихи Дедушке Морозу.

Чтение стихов 2

5-й ребенок — Кто пришел? Что принес?

Знаем кто — Дед Мороз!

Он с седой бородой!

Он нам гость дорогой!

Он нам елочку зажжет!

С нами песенку споет.

6-ребенок — К нам на Новый год стучится,

Добрый Дедушка Мороз.

Он снежинками искрится,

И сосульками оброс.

7-й ребенок — У него румянец яркий,

Борода как мех.

Новогодние подарки

Приготовил он для всех!

Дед Мороз — Ну, спасибо, ребятки, уважили меня!

Подарочки хотите?

Ну тогда спойте мне песню!

Выходите в хоровод!

Ведущая — хоровод «Дед Мороз»:

Текст песни:

1. Ты пришел к нам в гости, хоровод

Дед Мороз/3 раза

Шел ты мимо сосен

И берез/3раза

Припев:

Ах, какая длинная борода, хлопают

Мы такой не видели никогда.

2. Попляши у елки, выставляют ножки на пятки

Попляши/ 3 раза

Покажи подарки, «манят» ручками

Покажи/ 3 раза

Припев:

Шарики, фонарики и флажки, фонарики с пружинками

И для нашей елочки огоньки.

Дед Мороз — Спасибо, дети за песню.

Я, веселый Дед Мороз,

Вам подарочки принес!

Где мешок мой? Вот секрет…

Справа нет… И слева нет…

И на елке нет?

Дети — Нет!

Дед Мороз — И под елкой нет?

Дети — Нет!

Дед Мороз — На пенечке нет?

Дети — Нет!

Дед Мороз – За пенечком нет?

Дети — Нет!

Ведущая — Дед Мороз, быть может,

Музыка тебе поможет?

Если громко зазвучит –

Значит рядом твой мешок лежит.

Дед Мороз — Что ж, попробуем поискать с музыкой!

Тихо звучит музыка, а Дед Мороз ищет свой мешок

Дед Мороз — На окошке нет?

Дети — Нет!

Дед Мороз — А на стуле нет?

Дети — Нет!

Дед Мороз — А у мамы нет?

Дети — Нет!

Дед Мороз — А у папы нет?

Дети — Нет!

В это время Кикимора незаметно вытаскивает из-за двери мешок

Музыка звучит громче

Кикимора — Дед Мороз! Ура!

Твой мешочек я нашла.

Громко музыка звучит,

Рядом твой мешок лежит.

Дед Мороз пытается развязать мешок

Дед Мороз — Вот так узел! Угу- гу!

Развязать я не могу!

Снегурочка — Ну-ка дружно мы все хлопнем! (Все хлопают).

Бойко ножками притопнем. (Все топают).

Дед Мороз (дергает за бант) —

Узелки все развязались,

И подарки нам достались!

Поскорее по местам,

И подарки я раздам!

Дед Мороз вручает всем подарки

Снегурочка и Кикимора помогают вручать подпрки

Дед Мороз — Вот и праздник новогодний

Нам заканчивать пора.

Много радости сегодня

Вам желаю, детвора!

Кикимора — Чтобы вы росли большими.

Чтоб не знали вы забот.

Снегурочка —

А мы с Дедушкой Морозом

К вам вернемся через год!

Все вместе — До свидания!

Звучит музыка и гости прощаются и уходят

Лесная красавица – непременный гость новогодних праздников, однако она может радовать глаз и в любое другое время года. Для этого просто приобрести нужно не срезанное деревце, а в горшке или кадке. Купить в интернете елку такого рода можно без проблем.

Но чтобы она прижилась, потребуется приложить немного усилий и воспользоваться советами, которые приведены в данной статье. Они помогут вам вырастить из небольшой елочки настоящую статную красавицу.

Совет №1. Для выращивания елки в горшке, лучше всего купить ель обыкновенную либо колючую. Данные виды наименее прихотливы, поэтому высока вероятность достижения положительного результата. А учитывая, что в природе ель – высокое мощное дерево, для выращивания в домашних условиях больше всего подойдут карликовые виды. В такие тонкости вас обязательно посвятят специалисты интернет-базара «Нью Елки», если позвоните по телефонам (495)798-77-67, (916)508-36-11). В ассортименте имеются елки в горшках, которые можно выращивать в домашних условиях.

Совет №2. Создайте для растения благоприятные условия. Это касается таких аспектов, как освещение и температурный режим. От прямых солнечных лучей ель стоит беречь, хотя света должно быть достаточно. Весной существует вероятность получения ожогов, что очень вредно для саженцев. Оптимальной температурой в холодное время года считается +6…+10, поэтому лучше всего держать контейнер с растением в застекленной лоджии. Летом не забывайте ее проветривать. Земля ни в коем случае не должна замерзнуть либо пересохнуть, иначе деревце погибнет.

Совет №3. Правильный полив и кормление. Три сезона – с весны до осени – полив рекомендован обильный. Очень важно следить за равномерностью увлажнения почвы. Вредным буде как пересыхание, так и переувлажнение. Периодичность полива зависит от температуры: при +5…+10 – раз в 2-3 недели, при 0 градусов – раз в месяц. Также требуется увлажнять и крону саженца. Особенно важно это делать, если живые елки в холодное время года находятся в отапливаемом помещении. Для подкормки подойдут обычные средства, используемые для роста растений.

Совет №4. Почва для посадки должна быть кислой. В магазинах можно найти предназначенную именно для посадки хвойных деревьев. Если решили смешать самостоятельно, то используете в равных пропорциях универсальную смесь и землю из леса хвойного.

Совет №5. Собираясь пересадить елку, будьте очень аккуратны с корневой системой. Оголенные корни и нарушение целостности кома земли приведут к тому, что дерево не приживется. Наиболее благоприятное время для «переезда» — конец весны. Периодичность – раз в два года.

Если вы уже решили купить елку в интернете, то интернет-магазин «Нью Елки» готов помочь в осуществлении этого желания. Выше приведены телефоны, по которым вы можете позвонить и сделать заказ, а предварительно с ассортиментом ознакомиться можно, заглянув на сайт нашего интернет-базара по адресу http://www.newelki.ru. И пусть лесная красавица радует вас 365 дней в году.

Деревья славянского мира: ЕЛЬ (продолжение 1)

4) СВЯЗЬ ЕЛИ С ЭРОТИКОЙ И ПЛОДОРОДИЕМ. ЕЛЬ ДЕВУШКА, ЖЕНЩИНА, КОЛДУНЬЯ, БОГИНЯ, МАКОШЬ
кора ели «имени Дж. Лопес», США
На сегодняшний день самым солидным источником сведений о культуре и мифологии славян является этнолингвистический словарь «Славянские древности» Института славяноведения РАН, тем печальней видеть в этом словаре на фоне вполне аргументированных выводов о ели и такое: «Для культурной семантики и символики существенны природные свойства ели как …бесплодного дерева» (Т. А. Агапкина «Ель». Славянские древности, Том 2. М. 2004, С. 183). В упоминаемой уже статье В.В. Пазынина находим такое мнение: «Ассоциативное поле, на базе которого развиваются символические функции стереотипного образа «ель», оказалось довольно компактным. Это центральная сема «непроходимый» и производные «красота»/ «девственность», брак (+) и эротика (-)» (Поэтика фольклора. М. 2005, С.172).
Вывод об отрицательном отношении ели к эротике базируется всего на одном примере: «Если сватовство неудачно, девицы в насмешку кладут ночью сухую березу или ель» (Там же. С. 171). В примечании к этому тексту автор признаётся: «Свидетельство двусмысленно в самом для нас интересном месте: не понятно, просто ель или сухая ель. Впрочем, на наш взгляд, это не имеет значения, поскольку ель в любом случае должна восприниматься как дерево безжизненное и сухое» (Там же. С. 177).
Вот так, должна, и точка. И возникает вопрос, а что делать с тем, что во многих областях России при согласии на брак иносказательно говорили ель, берёза, а при отказе – сосна, дуб, а после брачной ночи словом ель оповещали о девственности невесты? (А.В.Гура «Брак и свадьба в славянской народной культуре: Семантика и символика» М. 2012, С. 57-58). Или с тем, что сваты в Болгарии, надеясь на удачный исход сватовства, брали с собой свежесорванные ветки плодовых деревьев или ели, что говорит об идентичности в свадебном ритуале плодовых деревьев и елей? (Там же, С. 285).
Очевидно, что в отношении ели всё не так просто и прямолинейно, и мы попытаемся непредвзято разобраться в этом вопросе.
Итак, научный мир считает, что ель в народной традиции выступает деревом не эротичным, сухим, бесплодным. У нас другое мнение, основанное на данных фольклора. Конечно, реальная ель не яблоня и не вишня, однако её плоды так же как например, плоды дуба – жёлуди, народом замечались, собирались и использовались: принцип расположения чешуек в еловой шишке был применён людьми для сооружения драночных кровель; по еловым шишкам определяли предстоящую погоду: если шишка ощетинилась, будет сухо, а если прижала чешуйки, будет дождь. В русской сказке «Как Василиса на войну поехала» о шишках говориться так же, как говорят о яблоках (типа: «в этом году яблоки большие уродились»), то есть урожаи разных лет примечались и сравнивались:
«Жена спрашивает:… чего охаешь?
-Да на ёлках этот год шишки велики выросли. Тронул ненароком ёлку, так они и посыпались, все бока-плечи обколотили» («Ни далеко, ни близко, ни высоко, ни низко», с.30).
Полная загрузка якобы бесплодного дерева
В Гродненской губернии невеста в момент прощания с родными (ритуальное «падание в ноги») сравнивалась с ёлкой, склонённой под весом шишек:
«Ой, што жа то за дзераво,
Змiма I лето зеляно?
Хваiна, хваiна,
Залёна хваiнанька
Нiзенько схiлiлася
З шышкамi з шышкамi,
Малада Марысейка
У ойченька прасiлася
З слёзкамi, з слёзкамi,
Цалавала ножанькi,
Аблiваючы слязамi» (А.В. Гура «Брак и свадьба в славянской народной культуре: семантика и символика», М2012, С.699).
Очевидно, что невеста в традиционной культуре по определению не могла ассоциироваться с «сухим, бесплодным деревом».
Обилие шишек было важным сигналом: «много уродилось еловых шишек — к урожаю ярового, сосновых — ячменя».
Женщины, всегда стремящиеся выглядеть красиво (а в старину красивой считалась плодовитая женщина), в прошлом носили головные уборы, кокошники – шишаки, имитирующие верх ели, усыпанный шишками. А в Сербии невеста несла к венчанию за пазухой реальные шишки (А.В. Гура «Брак и свадьба в славянской народной культуре: семантика и символика», М2012, С.463).
Кокошник шишак
Макушка ели
Интересно, что ель дерево однодомное, двуполое, мужские цветы образуются на нижних ветках, а женские, из которых и появляются шишки, на верхних, на макушке. Кокошник – шишак венчающий голову женщины говорит нам о том, что носители традиции знали эту биологическую особенность ели (как и многие другие её особенности). В некотором смысле, опираясь на эту особенность биологии, ель можно воспринимать как символ главенства женщин над мужчинами, как «торжество матриархата».
Ель плодоносит не каждый год, а раз в 4-5 лет. Именно такой промежуток времени считался оптимальным и в череде рождения детей у женщин, — ребёнка кормили грудью до трёх лет, год отдыхали, а потом можно и другого рожать, тем более, что старший к пяти годам был уже хоть небольшим, но помощником (эта стадия взросления называлась «подай-принеси»).
То есть в народной культуре ассоциация «ель-женщина, женщина — ель» базируются не только на некотором внешнем сходстве, но и на знании сути вещей. И уж точно не на том, что «Ель – по грамматическому роду названий в славянских языках – по преимуществу дерево женское» — по мнению Т.А. Агапкиной, которое кочует из издания в издание в течение десятилетий («Славянская мифология. Энциклопедический словарь», М. 2002, С. 155). Я думаю, наоборот, женский род славянских слов, означающих это дерево, возник исходя из известных славянам свойств ели. По большому счёту, это не так уж и важно: сведения о делении в традиции деревьев на «женские» и «мужские» есть, но эти примеры малочисленны и не всегда совпадают с грамматическим родом слова обозначающее конкретное дерево.
Плоды «бесплодного» дерева использовались в быту: матрасики, наполненные шишками, служили и служат своеобразными «массажными ковриками», водный настой шишек до сих пор применяется при болезнях суставов (со временем напиток начинает восприниматься организмом как вкусный, проверено на личном опыте). Съедобны смола, подкорье и хвоя ели. Информация такого рода передавалась традиционным способом, то есть от старших к младшим во время праздничных ритуалов:
«На святого Ивана
Девки ЕЛКИ собирали,
Собирали, не знали,
У Ивана пытали:
«Иван, Иван, старый дед,
А что это за зелье…?» (Обрядовая поэзия. М. 1989, №. 428, С.286).
Разве есть хоть одно свидетельство того, что на языческий праздник Ивана Купалы кто-нибудь где-нибудь собирал что-либо «безжизненное и сухое»? Отнюдь, собирались растения в полной силе.
Всюду жизнь
В юмористической песне – причитании во время святочной игры «в умруна» девушка (переодетый парень) вопит над «покойником», сожалея о потерянной девственности:
«Дорогие мои подруженьки,
Возьмите меня под рученьки,
Подведите меня е елочке,
Накопайте живой смолочки,
Залепите тую дырочку,
Куда лазили с дубиночкой» (И.Шангина «Русские традиционные праздники» С.-П. 2003. С.34).
еловые шишки в смоле
Смола хвойных деревьев издавна называется «живица», а сравнительно недавнее простонародное название сперматозоидов – «живчики». Смола образуется не только на стволе, но и на шишках ели, что выглядит весьма эротично, и это подмечено народом, недаром слово «шишка» является в числе прочих метафор (начальник, опухоль), также метафорой мужского полового члена:
(Имя рек) идёт по саду,
Песни распевает.
Штаны скинул, шишку вынул,
Яблоки сшибает (Русская народная частушка).
Вегетативный демон в костюме из шишек. Фото из книги «Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Весенние праздники. М.1977, С. 178
Упоминание шишек, как предмета недостойного для собирания порядочной девушкой встречаем в свадебном обряде. О положительных качествах невесты (девственности, трудолюбии и богатстве) в свадебном приговоре сообщалось так:
«Наша княгиня молодая
По бору не гуляла,
Шишечки не собирала,
Дары приносила,
Скатерти вытыкала…» (Обрядовая поэзия. Книга 2. М. 1997, С.191).
Однако значительное количество фольклорных текстов разных жанров говорит нам о том, что большинство девушек успевало и скатерти наткать для свадебных даров, и нагуляться по бору — «шишек насобирать» (в смысле набраться определённого опыта общения с противоположным полом). Свадебные караваи во многих местах славянского мира украшались ёлочками, как реальными, так и из теста или в виде насечек и «шишками» из теста.
Образ хвойного дерева, в том числе и ели, на которой и растут вышеозначенные шишки, очень часто возникает в фольклоре связи с молодёжными гуляньями, песнями, плясками, любовью: «Зеленая ялиночка на яр подалася,/молодая дивчиночка в козака вдалася» (СД С. 184).
В масленичной песне, сопровождающей ритуальное совместное катание с гор девок и парней «на долгий лён», во время которого происходили «обниманья — целованья», ель является ориентиром и конечным пунктом желанного действа:
«…Нам хотится прокатиться,
Прокатиться, лёли, прокатиться!
С горушки да до елушки…» (Обрядовая поэзия. Книга 1. М. 1997, № 1823, С.447).
А вот противоположная ситуация: внимание девушки переноситься ввысь, к елке на горе, и это похоже на молитву – заклинание, обращённую к ели:
«Стоит елочка на гороцьке,
На самой высоте…
Дай же ты, Боже, помоложе,
По моей красоте…
Да затем бить цёлом Андрию
Со припевоцькой…» (В.В. Пазынин «Ассоциативное поле стереотипного образа «ель» в вологодской традиционной культуре» в сборнике «Поэтика фольклора» М. 2005, С. 170).
Там, на горе под елью бушуют нешуточные страсти:
«Меня били, колотили,
На горе под ёлочкой.
Приходила выкупать
Матаня с самогоночкой» («Переславское Залесье. Фольклорно-этнографическое собрание С.Е. Елховского. Выпуск 2» М. 2012, С. 382).
«Ах ты, елка, моя елка,
Елка зеленая,
Э ой лёли, ой лёшуньки,
Елка зеленая!
Да кто ж у нас свет Марьюшка,
Наша молодая…» (Лирическая свадебная. Обрядовая поэзия. Книга 2. М. 1997, «№ 745, С.437).
В белорусской купальской песне встречаем образ «горящей», то есть цветущей ели:
«А у бару, бару ель гарэла, Божа мой!
Не так гарэла, як зелянела. -«-
А там дзевачкi краскi збiралi, -«-
Краскi збiралi, вяночкi вiлi…» (Каляндарна – абрадавая паэзiя, Мiнск 2001, С.398).
Цветение ели и черемухи
Тот же образ встречаем в русской частушке Костромского края:
«Раньше ёлка зеленела,
А теперь стала алеть.
Раньше милка не жалела,
А теперь стала жалеть» («Переславское Залесье. Фольклорно-этнографическое собрание С.Е. Елховского. Выпуск 2» М. 2012, С. 355).
Это довольно редкий момент – как мы отмечали выше, ель цветёт раз в 4-5 лет, обычно в мае. Её цветение совпадает с цветением черёмухи, что вкупе создаёт удивительно красивую картину торжества природы в период Зелёных Святок.
Интересно, что в простецкой частушке призывника мы находим не вечно зелёную ель:
«Скоро с ёлочки иголочки
На землю упадут.
Скоро нам с тобой, товарищ,
По винтовочке дадут» («Переславское Залесье. Фольклорно-этнографическое собрание С.Е. Елховского. Выпуск 2» М. 2012, С. 360).
И это абсолютная правда, так как «Хвоя у ели не вечная. …хвоинки, отслужив свою службу, через 7-9 лет опадают. Каждую осень ель сбрасывает не меньше седьмой части хвои…» (С. Иванченко «Книга о деревьях», М. 1973, С. 23).
Но это осенью, а пока:
«Соловей мой, соловей,
То на липу, то на ель,
Перелетный милый мой,
День с подругой, два со мной» (А.Некрылова «Русский традиционный календарь» С.Пб., с.278).
«Привяжите меня к дубу/ И убейте – любить буду!/ Привяжите к ёлочке — / Ну, не отстать от кровочки!» (А. Кулагина «К вопросу о поэтике трагического и комического: тема смерти в частушках» в сборнике «Поэтика фольклора», М. 2005, С.112).
Если рядом нет любимого или любимой, то и в ёлках грустно:
«В поле ели надоели,
Сосны надоскучили.
Без тебя ли, моя радость,
Чуть не запоручили» («Переславское Залесье. Фольклорно-этнографическое собрание С.Е. Елховского. Выпуск 2» М. 2012, С. 361).
«Косила, покосила,
Косеночку забросила,
Косеночку под ёлочку,
Сама пойду к милёночку» («Переславское Залесье. Фольклорно-этнографическое собрание С.Е. Елховского. Выпуск 2» М. 2012, С. 198).
«У повёрточки две ёлочки
Качаются, стоят.
Не про нас ли с тобой, милый,
Добры люди говорят?» («Переславское Залесье. Фольклорно-этнографическое собрание С.Е. Елховского. Выпуск 2» М. 2012, С. 204).
«Ёлка, ёлка, ёлочка,
Вершинка наклонилася.
Захотела милка замуж,
В ноги поклонилася» («Переславское Залесье. Фольклорно-этнографическое собрание С.Е. Елховского. Выпуск 2» М. 2012, С. 359).
На пляску приглашали песней:
«В поле ели, в поле ели,
Начинаются кадрели» (И.Шангина «Русские традиционные праздники» С.-П. 2003. С. 229).
Прямой иллюстрацией к этому русскому тексту является белорусская вышивка с купальским мотивом девичьего хоровода у «лесополосы» из молодых ёлочек:
Хоровод под елями. М.С.Кацар «Беларускi арнамент» Мiнск 2009
В период от Зелёных Святок до Перунова дня молодые леса «ельники – березники» буквально кишели девками (а где они, там и парни, естественно). В русской подблюдной песне пребывание в ельнике и поедание хвои напрямую ассоциируется с продолжением рода — её поют к рождению ребёнка:
«Коровка ходит по ельничку,
Набивает пузенечку,
Ладо мое!…» (Обрядовая поэзия. Книга 1. М. 1997, № 1633, С. 298).
Интересно, что упоминание коровы (безусловного символа плодородия) в связке с елью не единичны в фольклоре. В небывальщине Русского Севера находим:
«По быстрой реке да жернова несет,
На ели корова белку лаяла…» (Русский фольклор ХХХ, С.-П. 1999, С.479).
И уже безо всякого юмора на ёлке обнаруживаем старуху, которая после длительного пребывания на хвойном дереве рождает дитя! В болгарской юнацкой песне рассказывается о женщине, которая после разгрома её семьи турками от горя ушла в ёлку, как в монастырь:
«… И тогда на ель старушка влезла,
Взгромоздилась древеняя высОко.
Девять лет оттоле не спускалась…
Как пошел десятый год-старушка
Породила малого мальчонку…» («Дитя Дукачине и Коруна-делия», Песни южных славян, М. 1976, С.89).
ель к людям добра
Эта песня о старухе — отшельнице, обитавшей в ели (очевидно, ели достаточно большой), и родившей там мальчика, отомстившего обидчикам, находит параллели в скандинавской мифологии, что говорит о древности темы. В «Прорицании вёльвы» находим ту же историю, но со знаком минус, то есть героиня и её дитя — персонажи отрицательные:
«Сидела старуха
в Железном лесу
и породила там
Фернира род;
из этого рода
станет один
мерзостный тролль
похитителем солнца» (Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. – М., 1975. – С.187).
Несомненно, что такие неординарные, экстравагантные женщины воспринимались обществом как колдуньи. Удивительным образом эта древняя традиция (ухода женщины в лес, на дерево) продолжается в наши дни: в Австралии, протестуя против вырубки лесов в Тасмании, на большом эвкалипте второй год живёт девушка, активистка Миранда Гибсон.
Так же некий намёк на рождение ребёнка после пребывания в ельнике и следующим за этим сватовством содержится в шуточной песне второго дня свадьбы:
«…В лесе я гуляла,
…Елху я ломала.
….В речушку попала.
(В) Юбку я, юбку я,
Рыбицу ловила
… На базар ходила.
…Горшочек купила.
…Уху я варила.
…Свахыньку кормила» (Традиционная культура Ульяновского Присурья. Этнодиалектный словарь. Том 1. М.2012, с.306).
Принесённый в мокром подоле улов с последующим тесным общением со свахой коррелирует с устойчивым словосочетанием «принесла в подоле» (родила внебрачного ребёнка), «мокрохвостка» (особа лёгкого поведения), вообще неожиданный контакт девушки с водой имеет продуцирующее значение, рыба в народной культуре является эротическим символом, а образ свахи напрямую связан с законным браком. И всё это на фоне сломанной ели, макушку которой ломали для изготовления свадебных атрибутов (об этом во второй главе).
Выше мы уже приводили пример сознательной имитации вида макушки ели с изобилием шишек в женских головных уборах. Отметим так же, что и весь силуэт женщины в народном костюме был аналогичен строению ели своей пирамидальностью и многоярусностью.
То же касается и широких подолов у женщин и нижних веток елей. В словенской песне, которая подробно будет рассмотрена ниже, находим такое описание ели «ширила ветви до земли», сравните с описанием наряда русской красавицы «подолом землю метёт» или «шла девушка в широком, без пояса, висевшем складками длинном платье, которое почти мело подолом мостовую» (А. Кожевников, «Живая вода»). Подобный, «ёлкообразный» наряд изображён и на антропоморфной Радунице в белорусской вышивке, приведённой в книге М.С.Кацара «Беларускi арнамент» (Мiнск 2009):
…ширила ветви до земли…
Пребывание под таким уютным еловым «подолом» — домиком – шатром отмечено фольклором: «найдёшь келью и под елью» — говорит нам русская пословица (В.Даль Толковый словарь в четырех томах. Том 1, С.519). «Как хлеба край, так и под елью рай…» (В.Даль Толковый словарь в четырех томах. Том 1, С.519). Иначе говоря, в некоторых ситуациях под елью «как у Христа за пазухой», как у мамки под подолом или высоким стилем – как под покровом Великой Матери.
Убежище под елью
В наше время тема «общение полов под хвойными деревьями» возникает в творениях и современных художников и поэтов, что говорит о её (темы) архитипичности:
«… Ёлочки-сосёночки, зелёные, колючие,
Ёлочки-сосёночки зелёною стеной.
А ты люби девчёночка, а дальше как получится,
А ты люби мальчёночку, пока ещё живой.
Сапожки да бушлатики оденутся, обуются,
Окажетесь косатики в неведомой стране.
Кому-то отмечтается, о ком-то позабудется,
И вдоволь настреляетесь на чёртовой войне…» (Александр Шуляренко).
Картина О. Маслова («Морячок и милая»)
На этом фоне русская поговорка «в березовом лесу – жениться, в еловом – удавиться» выглядит довольно странной. Волей — неволей всплывает образ ели как дереве мёртвых. На самом же деле она (поговорка) говорит нам лишь о том, что народ тонко чувствовал разницу в настроении, возникающем во время посещения молодого и старого ельника (бора). «Темень тут вечная, тайна великая, солнце сюда не доносит лучей» — писал о старом ельнике Н.А.Некрасов. Посмотрите, в таком лесу действительно не до «кадрелей» и женитьбы:
А в таком бору, совсем наоборот:
Свадебное фото Л. Гарбуз
В старинной свадьбе невеста, желая брака, призывала жениха песней, в которой переход из родной семьи в семью мужа сравнивался с переходом из одного бора в другой:
«Черная конка (куница) по бережку ходила,
Ходила, гуляла
Она черного соболя будила:
— А встань же ты, черный соболик, не лежи,
Переведи ж ты мине
С этого бору в свой бор
Мне этот бор надоел…» (В. Бондаренко «Композиция свадебных лирических песен» в сборнике «Поэтика фольклора», М. 2005, С. 61).
Образы мужчин рядом с елью в фольклоре встречается довольно часто:
«Зашумела ялиначка позна а пауночиы,
Затужыуся бел малойчык, на вайну iдучы…» (Фальклор у запiсах Яна Чачота i братоу Тышкевiчау, Мiнск 2005, № 222, С. 113).
Белорусская святочная песня рисует нам разнаряженных всадника и коня, который не спеша «ходит» по дороге у ели, демонстрируя молодца, очевидно, противоположному полу:
«А у полi, у полi зялёная ёлачка,
Святы вечар, зялёная ёлачка (припев повторяется со второй частью каждой строчки)
Пад тою ёлачкаю зялёная далiнка,
А на той далiнцы вараны конь ходзiць,
А на тым канi залатое сядзельца
А на тым сядзельцы залатое страменца,
А на тым страменцы малады панiчык,
А на тым панiчыку вiшнёвая шапачка, А на той шапачцы чырвоная кветачка,
А на той кветачцы яравая пчолачка» (Каляндарна – абрадавая паэзiя, Мiнск 2001, С.133).
Готовность к любви и браку здесь маркирует глагол «ходит», в традиции часто употребляемый как метафора общения полов («они ходят» — о паре, «он к ней ходит» — о тайных любовных свиданиях), алый цветок на шапке и пчела, чей укус и его последствия (опухание) ассоциировался с половым актом и беременностью. И ель, под которой все это имеет место быть, усиливает, «усугубляет» ситуацию.
Ей вторит словенская песня, в которой описывается брачный ритуал (об этом в подпункте 7 Свадьбы под елью):
«…Kraj jelke voidi stezica…
Po stezi bratec hodil je…» ( Čudežni vrt .Ljubljana 2011, С.11).
У полi зялёная ёлачка …Край ёлки вела стёжка…
Ситуация подобная изображённой на этой картине, то есть обхождение ели выросшей у дороги, могла использоваться недоброжелателями для отсушек: «как эту елку (или пень) обходят да объезжают, так бы и её (имя) обходили бы да объезжали» (В.В. Пазынин «Ассоциативное поле стереотипного образа «ель» …» «Поэтика фольклора» М. 2005, С. 168). Однако наличие ели здесь не принципиально, в эту заговорную формулу вместо ёлки можно вставить любой объект, который огибает дорога: овраг, холм, камень, любое дерево.
В осеннее – зимний период знакомство и выбор брачных партнёров часто происходили на посиделках, «беседах» в помещениях, которые часто изображаются стоящими под елью:
«На горе-то стоит елочка,
Да под елочкой светелочка,
Во светелушке беседушка,
На беседе красна девушка…» (Лирика русской свадьбы. Ленинград 1973, №167; С.88).
Далее по тексту к девушке приходят родители и сокол — молодец и зовут её домой, она слушается только сокола. Здесь ритуальными являются последовательные отказы девушки родственникам в послушании и демонстрация им своего выбора будущего брачного партнера. Характерно, что такое проявление девичьей воли происходит под елью «на корню», а в свадебных обрядах, будучи срубленной, реальная ель служит объектом «прощания с девичьей волей» и после свадьбы уничтожается.
В ритуальной свадебной песне встречается образ ели, под которой девушка – невеста наводит обрядовый «макияж»:
«На горе стояла елочка,
Под горой стоит светелочка,
Во светелочке огонь горит,
Пред огнем большое зеркало стоит,
Перед зеркалом красная девица сидит;
Она белится, румянится,
Под венец она справляется!» (Обрядовая поэзия. Книга 2. М. 1997, №308, С.233).
Многочисленные тексты с упоминанием «светёлочек под ёлочками», а так же ели рядом с реальными деревенскими домами противоречат часто цитируемым поверьям о запрете сажать ель у дома: «девочки останутся вековухами (брянск.)», мужики не будут жить» (каргопольск.), «нэ будэ вэстыся мужьски пол» (закарпат.)» (В.В. Пазынин «Ассоциативное поле стереотипного образа «ель» в вологодской традиционной культуре», в сборнике «Поэтика фольклора», М. 2005, С.168).
Объясняется такое противоречие просто: это обычный для недобросовестных исследователей приём выборки примеров, подтверждающих их теорию, при этом примеры, противоречащие приводимой теории, замалчиваются. Запреты на сажание деревьев у дома — есть запреты локальные, и касаются они не только елей, но и любых других деревьев: «Считается, что если дерево, растущее около дома, перерастет дом, если корни прорастут под дом, если дерево вырастет около дома само по себе, тогда дом опустеет, умрет хозяин или хозяйка и т.п. В Полесье говорили, что дерево у дома растет «на чью-нибудь голову»» (Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М. 2002, С.134). Возможно, подобные представления возникают не только с реальной опасностью разрушения фундамента дома корнями дерева, но и с распространенным обычаем сажать деревья на могилах.
Особенно показательны для рассматриваемого вопроса примеры запрета сажать у дома берёзы: «В Полесье не сажали березы рядом с домом, чтобы на хозяев не напали болезни и чтобы не вымерла семья. По украинским карпатским верованиям, если женатый мужчина посадит березу во дворе своего дома, то кто-нибудь из домочадцев непременно умрет. На Русском Севере место, где когда-то росли березы, признавались несчастливым: на нем не разрешалось строить новый доим» (Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М. 2002, С.31).
А в других местах березы и ели охотно сажали у домов: в Кологривском уезде Костромской губернии после рождения ребёнка в его честь под окнами сажали деревце, в том числе и ель (Мужики и бабы, СПб. 2005, С. 401). Те же действия производились в память об отсутствующих:
«Под окошком посажу
Я березку, елочку.
Расти, березка, елочка,
Пока в солдатах дролечка» (В.В. Пазынин «Ассоциативное поле стереотипного образа «ель» в вологодской традиционной культуре», в сборнике «Поэтика фольклора», М. 2005, С.171. Со ссылкой на Гура, 169. № 289).
Или с целью привлечения партнёра:
«Под окошком распашу,
Берёзку, ёлку посажу.
Расти берёзка, ёлочка,
Ходи почаще, Лёнечка » («Переславское Залесье. Фольклорно-этнографическое собрание С.Е. Елховского. Выпуск 2» М. 2012, С. 211).
Саженцы брались из леса, и это могли быть не только молодые деревца. В словенской сказке «Железное кольцо» король задаёт герою трудные задачи – построить дворец, дорогу к нему и пересадить поближе к дворцу огромную ель: «…- Я согласен отдать тебе в жёны свою дочь, если ты пересадишь в мой сад самую красивую и высокую ель из тех, что растут в лесу…» (Перевод Т. Вирты http://skazki-narodov.ru/ ) . Вот такой свадебный подарок.
Данные фольклора говорят нам о том, что никаких общерусских или общеславянских запретов сажать вблизи домов деревья вообще и ель в частности не было. Все зависело от местной традиции и личного отношения жильцов дома с тем или иным деревом, что намекает на возможность существования в традиции понятия «моего» или «не моего» (подходящего или не подходящего для конкретного случая) дерева.
Лохматая, дремучая, косматая
Сюжет словенской сказки о пересадке красивой большой ели из леса в королевский сад в восточнославянских вариантах имеет такое развитие: царь предлагает юноше посадить сад. То есть большая и красивая ель в некотором смысле являет, замещает собой целый сад, то есть плодовые деревья. Но почему именно ель, а не какое-нибудь другое дерево?
На мой взгляд, восприятие ели как дерева изобильного, эротичного, плодородного связано в числе прочих причин и с её пушистостью, «лохматостью», «косматостью», похожестью на волосы или на шкуру животного – известного символа богатства, множественности, плодородия. С другой стороны, «Волосы метонимически наилучшим образом репрезентируют человека: по прическе прочитывается не только социальное, но и семейное положение индивида» (Г. Кабакова «Полесская народная антропология: женский текст» в сборнике «Восточнославянский этнолингвистический сборник» М. 2001, С. 53). Девичьи волосы в болгарской песне сравниваются с молодой ёлкой: «Косы русые пушаться, / Точно ёлочка в ущелье!» (Песни южных славян. М. 1976, С. 32). То есть ель ассоциировалась с особой женского пола с распущенными волосами.
Какое ещё дерево можно назвать «лохматым»? Из всех деревьев средней полосы этот эпитет применим только к берёзам и плакучим ивам. Их «косы» также сравниваются с девичьими волосами, обилие которых считалось не только признаком жизненной силы, но и в том числе своеобразного ума: «Волосы и волосяной покров напрямую соотносятся с сексуальной идентичностью, но также и эмоциональной и интеллектуальной деятельностью (ср. выражение каутун завиу «ему взбрело в голову»)» (Г. Кабакова «Полесская народная антропология: женский текст» в сборнике «Восточнославянский этнолингвистический сборник» М. 2001, С. 53).
Возможно, что устойчивая «парочка» столь непохожих для нас деревьев «елочка — березка», постоянно возникающая в восточнославянском фольклоре в связи с темой девичества и всего, что ему сопутствует (например, «девичье вольное житьё», красота, состояние влюблённости, дружбы), возникла из этой подмеченной народом похожести – «косматости», «лохматости» обоих деревьев и распущенных волос допустимых только у девушек, волшебниц и богинь, которые, помимо причёсок, отличаются от «простых», замужних женщин наличием воли (вплоть до самоволия) и закреплённым в традиции правом её выражать.
В восточнославянской традиции простоволосостью обладал демон Макуша, в словацкой сказке персонаж с этим именем назван колдуньей, вылечившей Солнце, всё это указывает на возможность считать ель воплощением архаичной богини Макошь, чьи функции чаще всего ныне связывают с прядением, изготовлением нитей и это не противоречит её «еловой» ипостаси. В средние века из ствола елового подроса и корешков можжевельника делали деревянные крепчайшие «нитки», которыми скрепляли доски кораблей и лодок( http://hnb.com.ua/).
Богиня Макошь помимо прочего была строгой оценщицей молодёжи женского пола, и эти представления находят выражение в песнях, в которых с елью упоминается докучливая свекровь: «Ель мая зялёная, /Свякроука шалёная…» (Фальклор у запiсах Яна Чачота i братоу Тышкевiчау, Мiнск 2005, С. 227).
Далее рассмотрим, как сложившиеся в косматых ельниках и «светелках под елками» пары закрепляли свои союзы браком, который мог происходить в различных сакральных местах, в том числе и под растущими елями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *