Левенс холл

Сад Левенс Холл

Сад английского поместья Левенс холл (Levens Hall) в северном графстве Камбрия (Cumbria) в шести милях у югу от города Кендал (Kendal) — яркий пример того, как полезно бывает порой отказаться от желания следовать новым веяниям. Так, разумный консерватизм и, возможно, англиканская бережливость владельцев поместья, семьи Грехемов, помогли сохранить до наших дней уникальный топиарный сад, заложенный еще в 1694 году специально выписанным из Франции знаменитым специалистом Гийомом Бомоном (Guillame Beaumont). Большинство экземпляров топиари, которые составили основу проекта сада, относятся именно к тому периоду, когда сам Бомон жил в поместье, то есть к концу XVIII- началу XVIII века. Замечательный образец торжества геометрии над ботаникой сохранен до наших дней благодаря верности семейным традициям — в течение 300 лет Левенс холлом владеет одна и та же семья.

Бомон был создателем Хэмптон Корт Плэйс (Hampton Court Place) и других английских садов, но до наших дней из его творений дожил только Левенс Холл. Почему? Дело в том, что спустя полвека после разбивки сада ландшафтная мода изменилась, и тон в стране начал задавать «умелый Браун». Это прозвище получил ландшафтный архитектор Ланселот Браун, сторонник концепции английского, иррегулярного, пейзажного парка. По его воле или в подражание Брауну регулярные, французские парки безжалостно выкорчёвывали по всей стране… А парк Левенс холла тревожили разве что регулярные разливы реки Кент, которые продолжаются и поныне.

Первые упоминания об искусстве фигурной стрижки деревьев относятся к комплексу источников древнеегипетской и персидской цивилизаций. Симметричные сады с мощенными камнем дорожками, роскошные фонтаны, декоративные кусты, тисовые изгороди и замысловатые зеленые лабиринты. В Вавилонском царстве топиарное искусство вдохновило мастеров на создание одного из семи величайших чудес древнего мира – знаменитых висячих садов Семирамиды. А садовники Древнего Рима сооружали чудесные сады, огороженные зелеными стенами, населяли их диковинными существами из самшита. Родоначальником искусства топиари (от лат. topia — фреска с изображением ландшафта, topiarus – садовод; от греч. topis — усадьба.) как такового считается Кней Матий, друг императора Августа, живший в первом столетии до нашей эры.

Вместе с римлянами-завоевателями искусство топиари, осваивая новые зеленые ландшафты, покоряет Европу. Но суровое средневековье оставило мастерам фигурной стрижки лишь территории, окружавшие замки крупных феодалов и сады монастырей. Зато чуть позже, в эпоху Ренессанса, практически каждый зажиточный хозяин в Италии считал своим долгом владеть изысканным садом. XVII век уже известен как «золотой» для орнаментального садоводства, особенно во Франции. А в Англии увлекались сооружением целых скульптурных композиций, вот свидетельство из книги «Новый фруктовый сад» Уильяма Лоусона, 1618 года издания об одной из них: «Ваш садовник может создать сцену охоты на фоне леса, используя фигуру вооруженного, готового к сражению человека; быстрых гончих, преследующих оленя или в погоне за зайцем».

Француз Гийом Бомон, «отец» парка Левенс холл, был учеником «отца» французского регулярного стиля Андре Ленорта, однако, его творение не похоже на другие французские сады того времени. Вместо повторений одинаковых форм Бомон предложил посетителям парка радость сопоставления и сравнения всевозможных геометрических тел: рядом с четырехгранной пирамидой возвышается лишенный углов цилиндр и более сложный многогранник. Сад не переставал развиваться и при продолжателях дела Бомона. Перед особняком выросли не лишенные юмора силуэты мужского цилиндра и женской шляпки от солнца. В эпоху правления королевы Виктории появились деревья и кусты с именами, например «Королева Елизавета и ее фрейлины», «Судейский Парик», «Беллингхемский Лев» или «Кувшины Марокко».

Партеры сегодня засажены ароматными цветами сезонными цветами: белыми или розовыми розами, лиловой лавандой, голубыми или белыми дельфиниумами, мавританским газоном. Не обошлось без традиционных английских короткостриженных гладких лужаек, по краям которых высаживают тыквы. Дань романтическому парку владельцы все-таки отдали, приказав высадить вдоль подъездной аллеи липы. Кроме парка, который является частью национального заповедника «Озерный край», на территории Левенс холла есть еще оленья роща, одна из старейших в графстве.

Парк топиарного искусства (Хакасия): фото и отзывы

Парк топиарного искусства – первый в своем роде, расположен в городе Абакане, открыт в 2007 году. Создателем является ландшафтный дизайнер Василий Адамович Антропов.

Является одной из главных достопримечательностей Абакана.
Создание флористических скульптур осуществляется по технологии, разработанной создателем парка, эта технология признана уникальной — Антропов получил на нее патент. Одной из работ изобретателя-ландшафтника является панда из прутьев, она уже побывала в Москве при содействии Всемирного Фонда дикой природы.
Топиарное искусство не новшество, пришло оно к нам из древних времен и теплых краев. Представляет собой искусную фигурную стрижку деревьев и кустарников, результатом которой является потрясающая геометрия и фантастичность. Для работ мастера предпочитали использовать благородные породы и сорта растений с мелкокалиберной кроной – лавр, бирючину, самшит, биоту и другие аналогичные. В Сибири таковых попросту нет. Но Антропов исхитрился «стричь» местные и неприхотливые растения. Фигуру степного орла, размах крыльев которого превышает десяток метров, дизайнер собирал из стеблей декоративной кохии; а пушистого кота с человека ростом – из стебельков дикого ячменя, произрастающего на пустырях и дорожных обочинах Хакасии и на юге края.
Парк полон сюрпризов – Эйфелева башня неотличима от парижского прототипа, когти и клюв орла внушают страх, а травяные кочки при ближайшем рассмотрении оказываются ежом, можно увидеть спешащий куда-то автомобиль и многое другое.
Пикник на английской лужайке, медитация в японском саду, фото на фоне альпийской горы или тропических диковин – все это реально, стоит переступить «парковый порог». Здесь есть чудесные беседки и качели, флористская имитация миловидных животных. Взору предстают диковинные сакура, платан, японская слива, барбарисы и можжевельники различных сортов, береза с черной листвой. Последнюю хакасы наделяют мистическими характеристиками.
Парк является частью Преображенского паркового комплекса и на сегодняшний день является единственным в своем роде в нашей стране.

Топиарии — декоративная композиция из фигурно подстриженных деревьев и кустарников, когда им придают подчеркнуто геометрические или фантастические формы архитектурных сооружений, скульптур или животных. Используются растения с мелкой фактурой кроны, хорошо переносящие стрижку (самшит, тисс, лавр благородный, бирючина, биот, туя, барбарис, олива).
Фигурная стрижка растений берет свое начало в садах Римской империи. В масштабном труде Плиния старшего Естественная история (ценнейшем сохранившемся с 1 века источнике информации о культуре, истории и естественнонаучных знаниях древнего Рима) заслуга создания первого аккуратно подстриженного деревца приписывается придворному Цезаря по имени Калвена.
В средневековых европейских источниках, иллюстрировавших церковную жизнь, часто встречаются изображения аккуратно постриженных растений и живых изгородей различной высоты, окружавших цветники и огороды в монастырских садах. В последовавшую эпоху итальянского Ренессанса начинается расцвет садоводства и ландшафтного искусства.
Изощренные формальные дизайны того времени стремились повторить в саду орнаменты домашних гобеленов, ковров, гравюр и лепнин (читайте об этом подробнее в статье Садовые стили в истории). Топиарии были абсолютно неотъемлемой частью этих дизайнов и широко использовались для создания длинных прогулочных аллей и популярных в то время лабиринтов, в качестве солитеров, а также в виде бесконечных живых изгородей разных высот, окаймлявших разнообразные цветники и potagers (декоративные огороды).
Образцы таких садов отлично сохранились и до сих пор поддерживаются в первозданном виде (например, Версаль и его многочисленные имитации, сады ансамбля Хэмптон Корт в Англии и другие).
В начале 20 века прагматичные американцы сделали простое, но весьма полезное изобретение. Они придумали плетеный проволочный каркас фигурной формы, который надевается на молодое растение. В этом каркасе кустарник растет и развивается, а когда молодые побеги начинают выходить за пределы каркаса, по его границам производится стрижка.
В наше время искусство топиари стало классикой садового дизайна и больше не подчиняется критерию «модно». В современные неформальные садовые дизайны с их естественностью, асимметрией и легким беспорядком топиарии вносят структурирующий элемент и добавляют привлекательный для глаза контраст.
Самой популярной формой топиари во все времена остаются, несомненно, штамбовые деревья и деревца. В штамбовой культуре выращивают не только растения — традиционные фавориты для топиари, но и любые полукустарники. Элегантные штамбовые деревца вовсе не легки в выращивании и требуют пристального внимания в течение нескольких лет, пока не достигнут нужного состояния. Этим объясняется их высокая цена в магазинах.
Создание топиари – увлекательное и творческое занятие, требующее четкого видения, твердой руки, а также терпения, времени и труда. Сложные изощренные формы и крупные экземпляры растений обычно требуют многолетней тщательной работы опытного профессионального садовника, специализирующегося на топиари. Однако простые формы вполне под силу увлеченным любителям, при условии наличия хорошего инструмента, времени, терпения и аккуратности.
Для создания топиари подходят хорошо укоренившиеся, крепкие и здоровые растения. Начинайте с небольших стрижек, тщательно формируя крону растения и постепенно приближаясь к задуманному облику.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *