Мох сфагнум, что это?

Конспект ННОД на тему: «Волшебное растение — мох»

Людмила Егорова
Конспект ННОД на тему: «Волшебное растение — мох»

Просмотрев сайт мир искусства, творчества и красоты

http://www.maam.ru/detskijsad/risovanie-mhom.html , я решила написать конспект ННОД на тему: «Волшебное растение — мох» для детей старшего дошкольного возраста (6 — 7 лет)и сделать презентацию. Мне хотелось заинтересовать детей работой с растением — мох, и вовлечь ребят в экспериментальную деятельность. Организуя такую деятельность мы развиваем познавательный интерес детей к природе,поддерживаем проявление избирательности детей в интересах (мне это понравилось или не понравилось, хочу узнать больше об этом предмете).В данной деятельности детям обеспечена возможность работы с природным материалом — мхом. Они проводят несложный опыт, проверяют свои предположения с помощью слайдовой презентации, знакомятся с различными видами мха, сравнивают их. А интеграция экологического материала с другими образовательными областями обогатила бы эмоциональный опыт детей. Единственное в чём я сомневаюсь, не нарушила я права Тюляковой Светланы, использовав поэтапное рисование мхом.

Конспект непрерывно непосредственной образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) на тему: «Волшебное растение мох»

Цели:

-Познакомить детей с одной из групп царства растений — мхами.

-Ввести в словарный запас детей новые понятия (наука о растениях – ботаника, учёный).

-Заинтересовать детей работой со мхом с помощью экспериментальной деятельности.

-Развивать мышление, мелкую моторику кистей рук.

-Воспитывать любознательность

Интеграция образовательных областей: «Здоровье», «Социализация», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Безопасность», «Художественное творчество»

Оборудование: ноутбук, кисти для рисования, стаканчики, блендер, мох, тёплая вода, гель, кефир, тазик, деревоплита (10х15).

Ход ННОД:

Воспитатель:

-Сегодня вы превратитесь в учёных – ботаников и отправитесь в царство живой природы. Наденьте шапки учёных. А теперь, внимание на экран. Вот какой у нас гость.

Воспитатель:

Бродит по лесу старик –

Бородатый лесовик.

Лесовичок : (второй воспитатель)

-Здравствуйте, мои юные друзья. Кто из вас догадался, где я живу? (ответы детей)

-Правильно. Мой лес – это царство живой природы. Всё здесь одето в зелёный наряд. Посмотрите на экран (слайд 2)

Воспитатель:

Лесовичок собрал, ребятки,

В кузовок для вас загадки.

Лесовичок:

-Да, загадки, только те, которые изучают в такой науке как ботаника. Учёные – ботаники поделили моё царство на несколько групп. В одной группе растения высокие – высокие. Ствол у них твёрдый и только один. Как называются эти растения? (Это деревья) (слайд 3)

-Во второй – растения имеют несколько тонких стеблей. Назовите эти растения? (Это кустарники) (слайд 4)

-В третьей группе растения имеют мягкий и сочный стебель. Знаете ли вы такие растения? (Это трава) (слайд 5)

-А в этой группе растения «волшебники». Они имеют стебли и листья, но у них не бывает корней, цветков и плодов с семенами. Если затрудняетесь в ответе, то посмотрите на экран (Это мох) (слайд 6)

Воспитатель:

В каждой из этих групп много видов. Например, одних только мхов около 27 тысяч видов (слайд 7)

-Вот об этой группе растений мы сегодня и поговорим (слайд 8)

Рассказ Лесовичка: «Запомните, ребята! Мхи, как и другие споровые растения, произошли от группы древних вымерших наземных растений. У них нет цветков, корней и проводящей системы. Размножаются мхи спорами. Встречаются на всех континентах, в том числе в Антарктиде, нередко в экстремальных условиях обитания».

Воспитатель:

-Ребята, как вы думаете, где может расти мох? (В лесу, на болотах, на крышах домов, сараев, около домов) (слайд 9)

Я познакомлю вас лишь с немногими видами мхов, которые имеют особенно характерный облик. Один напоминает пальму, другие распространенное травянистое растение, третий — лист папоротника, четвёртый — дерево.

Лесовичок:

Надо заметить, что эти крошечные растения не лишены своеобразной красоты и изящества. Нежные прозрачные листочки одних мхов, блестящие и шелковистые стебельки других, оригинальная форма третьих доставляют мне, любителю природы, такое же наслаждение, как и настоящие большие растения.

-А теперь вы отдохните, и физкультминутку за мною повторите.

Физкультминутка

Я по травке в лесу (бег на месте)

В красных тапочках бегу.

А трава хорошая, (махи ногами)

Ну-ка, обувь сброшу я! (снимают обувь и ходят по массажным зелёным коврикам).

Ой, трава щекочется, (перекатывание с пятки на носки)

Мне смеяться хочется! (болтают ногами в воздухе)

Выхожу теперь на мох.

(Шагают на месте).

На болоте, что залёг!

(высокое поднимание колён).

Воду он в себя впитал

(Руки тянут в сторону)

Зеленее только стал.

(шагают на месте).

-Ребята, мох полезен или вреден для человека? (ответы детей)

-Сфагновый мох обладает многими интересными свойствами. Он содержит, например, вещества, убивающие микробов. Если приложить к какой-нибудь ране пучок сухого сфагнового мха, она обеззараживается. Мох хорошо впитывает выделения из раны и убивает микробов. Неудивительно, что в годы Великой Отечественной войны сухой сфагновый мох нередко использовали в качестве перевязочного материала. Конечно, только тогда, когда не было под рукой бинтов и ваты. Многие народы используют мох как памперсы для детей. Дело в том, что основную массу мха составляют особые пустые клетки, которые служат вместилищами влаги. Эти микроскопические резервуары, а их великое множество, могут быстро наполняться водой и затем хранить её какое-то время. Кроме мёртвых клеток-резервуаров, у мха есть и другие — живые, зелёные. Но доля их в общей массе тела растения относительно невелика.

— Мхами можно любоваться не только в природе, в лесу. Их нетрудно выращивать и дома. Они очень неприхотливы и не требуют ни большого пространства, ни особого ухода. А ещё из него можно создавать целые картины, рисуя на стенах, камнях и асфальте (слайд 11,12,13)

Воспитатель

-А теперь я приглашаю вас в лабораторию для проведения опыта – эксперимента, который называется «Рисование мхом».

-Внимание на экран. Посмотрите и перечислите те предметы, с которыми вы будете работать (слайд 14)

-Для этого нам потребовалось три горсти моха. Пусть каждый из вас возьмёт по кусочку моха и разломит его на мелкие частицы. Сложите всё в блендер. Залейте тёплой водой, которая находится перед каждым из вас. Общий объём составил 700 мл (слайд 15)

-(называю по имени двух детей). Пусть каждый из вас возьмёт по одной чайной ложке и выдавит из тюбика влагоустойчивый гель. Поместите гель в массу с мохом (слайд 16)

-Теперь отмеряем 120мл. кефира и заливаем его в массу в блендер. Включаю, и он работает 5 минут.

-Ребята, что происходит с массой? (образуется каша, суп)

-Полученную кашицу переливаю в таз, разливаю вам по стаканчикам.

-Возьмите подготовленные рамки с изображением разных предметов. Выберите себе ту, которая вам понравилась. Ответьте, почему рисунок — силуэт нарисован на неровной шершавой поверхности? Что произойдёт, если массу нанести на гладкую поверхность (ответы детей) (слайд 17)

-Приступаем к раскрашиванию. Для этого возьмите кисточки, наносите массу на изображение.

-Свои работы оставим на столе, и будем сбрызгивать их 1 раз в неделю тёплой водой.

Воспитатель:

-Ребята, с каким же «волшебным» растением познакомил нас Лесовичок? (ответы детей)А как люди используют его в своём быту? Трудно ли рисовать мхом?

-А какие подарки мы сможем подарить ему через 2 недели?

Лесовичок:

-До свидания, ребята! Я вернусь к вам тогда, когда на ваших рисунках вырастит зелёное чудо.

Воспитатель:

По лесу мы гуляли,

И мох мы повстречали.

Подружились с Лесовичком

И «зелёное чудо ему принесём».

Список использованной литературы и интернет — источника:

Опишите внешний вид сфагнума? Опишите строение кукушкина льна?

Самка медведя вынашивает двух детенышей за сезон, в среднем каждый медвежонок рождается массой 500 гр. Рассчитайте, сколько рыбы должна поймать самка, чтобы вырастить медвежат массой 40 кг каждый? Сколько рыбе надо съесть фитопланктона? Ответ обоснуйте. Використовуючи генетичну символіку, складіть власний родовід. Для аналізу виберіть ознаку, яка найлегше реєструється, — колір очей, форму носа, колір і форму волосся (пряме або кучеряве). Проаналізуйте власний родовід. Визначте: а) тип успадкування ознаки; б) зиготність особин, які входять до вашого родоводу (якщо це можливо). На основі екологічної піраміди визначте, скільки потрібно рослин, щоб у лісі виріс і зміг існувати один вовк масою 40 кг. Кількість нефронів, що містяться в одній нирці, приблизно становить: а) 1 млн б) 2 млн в) 3 млн г)4 млн Не беруть участі у дихальних рухах м’язи: а) діафрагми б)міжреберні в)Червоного пресу г) шиї ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА СРОЧНО!!!! Сколько у котов когтив.​ Когда придумали компьютер​ Зміна просвітів кровоносних судин шкіри регулює: а)водно-сольовий обмін б)серцевий ритм в)дихання г)тепловіддачу Суть экологического равновесия

Сфагнум — строение и свойства мха, разновидности, применение в лечебных целях и для комнатных растений

Далеко не каждый человек знает о том, что природа нашей страны богата растительными материалами, которые имеют большое количество полезных свойств и широко применяются в различных сферах деятельности человека. Сфагнум одно из уникальных растений экологии, нашедшее свое применение в медицине, растениеводстве, животноводстве и пр. Благодаря полезным свойствам мха наши предки боролись с болезнями, да и сегодня активно используют сфагновый многолетник для лечения ряда заболеваний.

Что такое сфагнум

Разновидность многолетнего спорового растения из семейства sphagnaceae относится к классу лиственных мхов. Сфагновые мхи разрастаются плотным, мягким ковром, в основном на дерновине, в лесных зонах и болотах Северного полушария. На Южном в основном произрастают в горах. Отличительная особенность сфагновых — отсутствие корневой системы.

Внешний вид сфагнума напоминает пушистую траву. Растет мох верхней частью, а нижняя, отмирая, образует торф. На стебле и боковых ветвях растения располагаются мелкие листья, они растут спиралью. Сфаг имеет разнообразную окраску, в природе чаще встречают коричневый, красный, белый и розовый мох.

Строение растения

Сфагнум – крупное растение, в среднем может достигать высоты в 10-20 см. На верхушке ветки формируются коробочки, в которых позже образуются споры. Сфагновые – единственные из моховых, кто не имеет ризоидов, поэтому они впитывают влагу стеблем и листьями. Стебель включает три типа веток: торчащие, свисающие и верхушечные. Лист растения состоит из двух клеток: зеленых (живых) и мертвых. Первые отвечают за фотосинтез, а вторые служат накопителем влаги и воздуха.

Внутри тело состоит из растительных тканей с клетками, структура образуется путем соединения зеленых клеток друг с другом. Благодаря своему строению этот вид сфагновых мхов имеет возможность впитывать большое количество воды. При насыщении влагой торфяной многолетник приобретает светло-зеленый оттенок, а при полном высыхании белеет.

Свойства сфагнума

Сфагновые растения произрастают на местах с повышенной влажностью и способствуют заболачиванию территории. В теле растения содержится карболовая кислота, поэтому сфаг помогает образованию торфа и почти не гниет. Гигроскопичность позволяет мху впитывать большое количество влаги, поэтому он играет роль разрыхлителя почвы, а благодаря сфагнолу предотвращает загнивание корней, поэтому используется в садоводстве. С помощью растений данной группы формируются сфагновые болота.

Разновидности

Различают следующие виды мха:

  • сухой;
  • болотный;
  • белый.

Первый вид чаще используют в цветоводстве, им укрывают растения в холодный период, чтобы избежать вымерзания корневой системы. Собирая лишнюю влагу, он защищает побеги от загнивания и развития паразитов. Сфагнум болотный активно используется в медицине, садоводстве и строительстве. Белый мох сфагнум применяется садоводами в качестве подкормки и для подкисления почвы, это дает растениям насыщенный цвет, а в медицине – для изготовления средств дезинфекции.

Как размножается сфагнум

Размножению способствуют споры, созревшие в спорофите, и отпрыски. Оплодотворение происходит только при участии воды, образуется зигота и происходит деление. Из нижней клетки развивается гаустория, которая потребляет питательные вещества из гаметофита и содействует развитию спорофита. Далее на верхушке стебля образу­ется коробочка и формируются споры, созревшие споры попадают на землю и способствуют развитию нового растения.

Применение сфагнума

На протяжении многих лет полезные свойства сфагнума облегчали людям быт и спасали жизни. Активно применять сфагновый многолетний мох стали во время военных действий, поскольку наблюдался дефицит перевязочных материалов. Жители Северной Америки по сегодняшний день применяют сухое растение вместо подкладки в детских люльках, т.к. благодаря своим качествам он помогает избежать опрелостей.

В лечебных целях

Сфагнум применяется в медицине и известен бактерицидными и асептическими свойствами, его применяют для дезинфекции и других целей:

  1. Он противостоит заражению ран и порезов.
  2. Благодаря содержанию фенольных веществ, кумарина, соединений сахара и смолы, сфагновый мох является антисептиком.
  3. Используя растение при переломе как перевязочный материал или повязку, можно не прибегать к дополнительной стерилизации.
  4. Мох борется с бактерией, грибком кожи и ногтей, полезен при псориазе и кожных раздражениях, борется с нагноением ран.
  5. Многолетний сфагнум можно использовать в качестве сырья для изготовления медицинского и других видов спирта, кормовых дрожжей. Кроме того, мох полезен при ожоге и обморожении. Для этого следует измельчить сухой мох и залить кипятком до состояния кашицы, затем чуть остывший мох приложить к больному месту.
  6. Для борьбы с пролежнями у лежачих больных используют сфагновые подстилки: они абсорбируют пот, устраняют неприятные запахи.
  7. Данный вид многолетнего растения еще используют в качестве дополнительных шин при переломе костей.
  8. Известно, что жевание сфагнового мха притупляет родовые боли и ускоряет процесс рождения.
  9. При высокой потливости ног используют стельки из сфага, для этого его необходимо измельчить и заполнить им льняной мешочек, повторяющий контур ноги.
  1. Отвар из сфагнума уже давно применяется в китайской медицине при болях в горле, гриппе, в качестве дезинфицирующего средства при стоматитах и инфекциях в носоглотке. Отваром активно лечат укусы насекомых и гнойники.
  2. На основе экстракта многолетнего растения созданы лекарства для лечения простаты и воспалении в мочевом пузыре.
  3. Сфаг можно использовать в качестве ваты или бинта, он впитывает гораздо больше влаги, чем вата.
  4. При колитах используют измельченный сфагнум: его съедают по чайной ложке за полчаса до приема пищи.
  5. Учитывая дерматологические свойства, многолетник используют при кожных болезнях – делают специальный компресс.
  6. Для борьбы со стафилококком собирают сфагновый многолетник на болотных местах, отжимают торфяную воду, затем ею промывают зараженные места или прикладывают влажный сфагнум к инфицированному месту.

Несколько рецептов, помогающих при разнообразных заболеваниях:

  • Порошок, способствующий заживлению открытых ран и язв. Высушенные куски сфагнума необходимо тщательно растереть, затем присыпать порез и выждать несколько минут. После этого необходимо промыть рану и наложить бинт.
  • Настой против грибка ногтей Сто грамм сухого растения залить стаканом медицинского спирта, настоять четыре минуты, затем слить спирт, а мох приложить к зараженному ногтю и оставить на несколько часов.
  • Отвар для лечения болезней суставов. Сто грамм сфагнума необходимо залить десятью литрами воды, довести до кипения и дать настояться несколько минут. После полного остывания отвара необходимо наполнить ванну теплой водой и добавить его туда. Принимать лечебную ванну следует от получаса до сорока минут.

Использование в хозяйстве

Наша природа богата ресурсами, которые играют большую роль в быту, а их полезные свойства зачастую известны не каждому. В хозяйственных целях использование сфагнума приобрело широкое распространение. Сотни садоводов и строителей, цветоводов и травников применяют мох в качестве помощника в повседневной жизни.

Сфагновый многолетник часто играет роль декоративного растения, его используют в оформлении цветочных клумб или сада. Этот многолетник часто применяют цветоводы: любители орхидей и комнатных растений утепляют им корневую систему. Для огорода торфяной мох выполняет роль удобрения, он пригоден для аэрации и улучшения качества грунта, для хранения корнеплодов и лука, проращивания семян.

Перед добавлением сфагнума в грунт необходимо его мелко нарезать. Благодаря водозапасающему эффекту мох сфагнум для комнатных растений, находящихся в помещениях с пониженной влажностью, используют как дополнительный источник влаги и питательных веществ, если нет возможности ухаживать за цветами ежедневно.

Пчеловоды применяют сфагнум в качестве утеплителя для ульев, для сбора лишней влаги в период зимних похолоданий, а животноводы – как подстилку для скота или домашних животных, т.к. он имеет свойство впитывать неприятные запахи, а использованный материал применяют в качестве удобрения для ослабленного грунта.

Растение подходит для заделывания щелей или утепления стен в домах из бруса или банях: для этого влажный мох укладывают между брусьями. Благодаря антисептическим свойствам сфагнум предотвращает появление вредителей, которые могут повредить древесный слой, плесени, а еще обеспечивает вентиляцию. Кроме того, растение обладает природным запахом, в отличие от других теплоизоляционных материалов, и не уступает им по качеству.

Растение широко используется в качестве декоративного материала, его можно применить для создания флорариумов, декоративных флористических композиций и панно. Он не только оживит внешний вид, но и продлит соседствующим растениям жизнь. Его можно использовать в качестве органической подложки, вместо флористической губки.

Заготовка растения

Собирать ростки сфагнума следует на местах с минимальной влажностью, к примеру, возле деревьев, избегая болот. При сборе верхушка срезается ножом. Сбор необходимо производить выборочно, чтобы дать мху восстановится на собранном участке. Заготовка мха для лекарственных целей производится с мая по сентябрь в сухую погоду. Для сушки материала изготавливают простую деревянную конструкцию – вешалки, внешне напоминающие открытый стеллаж. Устанавливают их в сухом месте, защищенном от дождя и солнца.

После того как сбор произведен, многолетник заливают теплой водой на 35 минут, чтобы избавиться от насекомых, затем отжимают, сушат. Хранить заготовленный природный материал следует в темном месте, в бумажном или тканевом мешке. Зимой сфагнум можно хранить на балконе, но для использования его необходимо разморозить. При желании ростки сфагнума можно размножать дома. Необходимо подобрать удобную пластиковую тару, снабдить ее вентиляционным отверстием, добавить воды и уложить мох нижней частью на воду.

Противопоказания к применению

Единственная причина, по которой не стоит прибегать к лечению сфагнумом, это аллергическая реакция на его химические компоненты.

Видео

Мох Сфагнум заготовка и свойства.mov Смотреть видео

Для чего нужен мох сфагнум и где его можно найти Смотреть видео

Нашли в тексте ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим! Понравилась статья? Реклама на сайте

Мох сфагнум для дачника: способы применения в саду и огороде

Узнаем какие полезные свойства имеет мох сфагнум и каким образом его можно использовать на своем участке.

Как правило, отношение классического садовода-огородника к мху на участке резко отрицательное. Каково самое распространённое мнение об этом растении? — Это назойливый сорняк-вредитель, способный вытеснить культурные растения и уничтожить газон. Поэтому нормальный дачник с мхом борется.

Мох — помощник в саду

  • Свойства, отличия от других мхов
  • Сферы применения
  • Применение в садоводстве
  • Как заготовить

Но существует вид этого удивительного растения, который садоводы специально собирают, покупают или даже разводят. Называется он сфагнум (Sphagnum). Его полезные свойства были замечены очень давно, потому и отношение к нему особое.

Свойства, отличия от других мхов

Сфагнум имеет интересное строение, отличное от других собратьев-мхов. У этого зелёного организма нет корней или хотя бы ризоидов (нитевидных образований из одной или нескольких клеток для прикрепления к субстрату). Произрастает он в очень влажных местностях, вода для роста и развития поступает непосредственно в стебель и веточки.

Кроме клеток, в которых происходит фотосинтез, стебель снаружи и внутри имеет обилие крупных мёртвых клеток, от которых остались лишь оболочки. В них накапливается вода, причём в весьма большом количестве. Эти клетки-резервуары имеют отверстия-поры. С их помощью они всасывают и конденсируют водяные пары, таким образом пополняя запас влаги для питания живых клеток. Её объем может в 20 раз превышать объём самого растения. Получается настоящая природная губка — именно так переводится название этого растения с греческого языка.

Окраска сфагнума намного бледнее, чем у других мхов, иногда его называют даже белым. Как уже было сказано выше, он не имеет корней, в отличие от, например, кукушкиного льна, с которым его часто путают. Стебель разветвлённый с расположенными в верхней его части веточками, которые размещаются по спирали. На верхушке веточки собираются в косматую головку. Нижняя часть стебля бело-коричневая.

Там, где появляются такие мхи, происходит быстрое образование верховых болот. Нижние части растений ежегодно отмирают, образуя торф. Всего насчитывается 320 видов сфагновых мхов, в Евразии встречается 42.

Самые важные особенности этого мха, которые люди используют в своих целях уже многие столетия, следующие:

  • исключительная способность впитывать большие объёмы воды (и постепенно её отдавать);
  • ярко выраженные бактерицидные свойства;
  • способность повышать кислотность окружающей среды.

Сферы применения

Издавна сфагновый мох применяли в медицинских целях. Он был настоящей палочкой-выручалочкой при порезах и других травмах с нарушениями кожного покрова, а также ожогах, обморожениях, грибковых поражениях, псориазе. И хотя в качестве антисептического и противогрибкового средства этот мох используется около 1000 лет, совсем недавно был раскрыт его «секретный ингредиент». Оказалось, что ткани сфагнума населяют особые эндофитные бактерии, которые подавляют развитие патогенных для человека и других растений микроорганизмов.

Сфагнум имел огромное значение в годы Первой и Второй мировых войн. Из этого уникального растительного сырья изготавливался перевязочный материал в промышленных масштабах. Мох собирали от Америки до Исландии и Шотландии и, конечно, в России.

Вот один из фактов: в 1918 г. для помощи раненым Великобритания расходовала около миллиона сфагновых повязок в месяц. Прессовали их на тех же заводах, где изготавливались снаряды. А учитывая, что в те годы сфагнум частенько был гораздо доступнее хлопка, одновременно, в отличие от ваты, обладая бактерицидными свойствами и в 3-4 раза большей гигроскопичностью, он был поистине незаменим.

Сфагновые подстилки использовали для лежачих больных, чтобы избежать образования пролежней. Женщины использовали это растительное сырьё в гигиенических целях, а представительницы народов севера нередко применяют его и сейчас. Отвары из болотного мха полезны при различных заболеваниях внутренних органов.

Раньше при строительстве домов сфагнум применялся для утепления стен. И даже сейчас тот, кто хочет построить максимально экологичное жильё, в качестве утеплителя срубового дома выбирает именно его. Из сухого сфагнума прессованием изготавливают теплоизоляционные маты для ульев. Их размещают в пчелиных домиках перед зимовкой. В тех районах, где мох было несложно запасти, крестьяне использовали его полуразложившийся слой в качестве подстилки для скота. Затем смесь навоза и сфагнума вывозилась в огород, так как превращалась в отличное удобрение.

Применение в садоводстве

Сейчас такой мох чаще всего используют в садоводстве и цветоводстве. Известно, что сам он не подвержен никаким болезням, а заодно и другие растения оберегает от различных напастей. Например, если им обернуть луковицы лилий или других луковичных перед закладкой на хранение, то почти наверняка вы убережёте свой посадочный материал от гнилей и других бактериальных инфекций. Хорошо прокладывать сфагнумом овощи, заложенные в погреб: свёклу, морковь, лук.

Сухим мхом можно мульчировать огородные грядки и приствольные круги декоративных и плодовых растений. Раскидать осенью сфагнум по посадке подзимнего чеснока — это очень хорошо. Но нужно учесть, что мульчирование сфагнумом подойдёт для растений, предпочитающих кислую почву.

Это такие как: голубика, гортензия, рододендрон, пион, вереск, люпин, калина. Если вы имеете доступ к большому объёму такого мха, то можете использовать его для улучшения качества тяжёлой глинистой почвы. Ещё сфагнум используют для сохранения влаги и декорирования почвы в горшках домашних растений, изготовления вкладышей для подвесных кашпо.

В болотном мхе удачно укореняются черенки различных культур. Вы можете размножить таким образом практически любую — от инжира и винограда до гортензии и розы. Во влажном мхе хорошо развиваются корешки глоксинии, каланхоэ, сенполии, пеларгонии, драцены и т.д. Посмотрите, например, как выглядят «детки» фиалки, укоренённой в сфагнуме, в следующем видеоролике.

Хорошо подмешивать сфагнум (не более четверти объёма) в землю для выращивания рассады томатов, перцев, баклажанов. Это дезинфицирует субстрат, улучшает его структуру и воздухопроницаемость. Если ещё и замульчировать этим мхом землю под рассадой, то получим отличную защиту от чёрной ножки. Поливать растения полезно водой, настоянной на сфагнуме.

Отдельное спасибо могут сказать болотному мху любители бонсай, орхидей, некоторых суккулентов, которых выращивают без использования земли. Сфагнум выступает в качестве идеального наполнителя кашпо или его используют в смеси с корой, перлитом и другими материалами, соответственно потребностям растений.

Сфагнум также используется для пересылки растений по почте. В питомнике их выкапывают, оборачивают корни в толстый слой мха и увлажняют, затем упаковывают в полиэтиленовую плёнку. Так корешки остаются влажными довольно длительное время, и растение в целости доходит до получателя.

Как заготовить

В естественной среде сфагнум растёт в тундровых районах, влажных лесах, болотах. Образует крупные подушки или плотные мягкие ковры. Чтобы самостоятельно заготовить ценный продукт, желательно отправиться подальше от оживлённых дорог и вообще мест, где бурлит человеческая жизнь. Дело в том, что мхи впитывают в себя влагу вместе с другими веществами, содержащимися в окружающей среде, в том числе вредными. А способов самоочиститься эти растения не имеют.

Собирать мох желательно осенью, на болотах, полосами шириной 20-30 см, оставляя между ними нетронутые промежутки приблизительно такого же размера. Нужно иметь в виду, что в местах произрастания мха вам могут встретиться змеи, поэтому нужно быть крайне осторожными. Чтобы уменьшить вес продукта, сфагнум отжимают и только потом складывают в мешки.

Принеся домой, его нужно очистить от растительных примесей, насекомых и прочего. Затем разложить тонким слоем в тени и регулярно переворачивать для равномерного просушивания. Высушенный мох нужно сложить в полиэтиленовые мешки и отправить на хранение в прохладное место (нижнее отделение холодильника, подвал). Свежий мох можно заморозить, а после оттаивания он снова оживёт. Если в вашем регионе сфагнум не растёт, то вы можете приобрести его в садоводческих магазинах или заказать в сети Интернет.

Перед применением сухой мох нужно смочить и отжать. Затем, если вы планируете использовать его в ограниченном объёме цветочного горшка или рассадной тары, желательно положить в дуршлаг и пролить кипятком для дезинсекции. Болотный мох обладает бактерицидными свойствами, а вот мелкие насекомые и их яйца вполне могут в нём быть.

Сфагнум — уникальное растение, не имеющее корней, но впитывающее и сохраняющее огромное количество влаги. Это, а также его бактерицидные свойства активно применяются садоводам, огородниками и любителями домашнего цветоводства. Болотный мох — это натуральное экологичное средство для улучшения и оздоровления почвы, сохранения посадочного материала, размножения растений. Вместе с тем необходимо помнить о свойстве сфагнума подкислять почву, что может плохо сказаться на развитии зелёных питомцев, предпочитающих щелочные грунты. опубликовано econet.ru

Подписывайтесь на наш канал Яндекс Дзен!

Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта .

При половом размножении постоянно создаются новые комбинации генов, что увеличивает генетическое разнообразие потомства и, соответственно, шансы приспособиться к меняющимся условиям среды. Создание новых комбинаций генов происходит в процессе мейоза. Мейоз имеет место в ходе образования гаплоидных клеток — спор или гамет. При этом хромосомы, доставшиеся организму от матери и отца, перестают существовать как целое — в результате кроссинговера образуются новые варианты хромосом, скомбинированные из отцовских и материнских. Таким образом, хромосомы детей, как правило, не идентичны хромосомам родителей — они содержат другие комбинации аллелей (вариантов генов).

В ходе мейоза происходит редукция хромосомного набора — образование из диплоидной клетки 4 гаплоидных клеток (n), у которых каждая хромосома представлена уже не парой гомологов, а 1 хромосомой. У человека путем мейоза образуются половые клетки (гаметы), каждая из них несет 23 хромосомы.

Диплоидность клеток в жизненном цикле восстанавливается при оплодотворении — слиянии гамет. При этом объединяются два разных хромосомных набора из двух разных геномов (генома матери и генома отца).

У других организмов соотношение диплоидной и гаплоидной фаз цикла может быть разным. Разные организмы демонстрируют большое разнообразие жизненных циклов, однако во всех них можно выделить диплоидную фазу, или диплофазу — от оплодотворения до мейоза — и гаплоидную фазу, или гаплофазу — от мейоза до следующего оплодотворения.

Например, у животных (слева) гаплоидны только гаметы, у растений (посередине) есть диплоидное поколение (спорофит) и гаплоидное поколение (гаметофит), а у многих одноклеточных преобладает гаплоидная фаза, а зигота после оплодотворения делится мейозом, в результате чего снова получаются гаплоидные клетки.

Соотношение гаплоидной и диплоидной стадии в жизненном цикле разных организмов может быть разным. Как мы уже видели, у животных единственной стадией является диплоидная, а гаплоидны только гаметы. У некоторых организмов, наоборот, единственной стадией является гаплоидная, а диплоидна только зигота, которая сразу после полового процесса вступает в мейоз. Такую ситуацию мы можем наблюдать, например, у хламидомонады. У большинства растений обе фазы представлены. У мхов привычные нам зеленые растения являются гаплоидными. На них формируются органы полового размножения: антеридии, в которых образуются сперматозоиды, и архегонии, в каждом из которых имеется одна яйцеклетка. Образующиеся гаметы после оплодотворения дают диплоидную стадию, которая развивается непосредственно на гаплоидной. Она представляет собой тонкую длинную нить с расширением на конце. Она коричневого цвета, т. к. не содержит хлорофилла, неспособна к фотосинтезу и живет за счет гаплоидной части растения. Внутри расширения, называемого коробочкой, множество клеток делится мейозом, образуя гаплоидные споры. Споры дают начало зеленым гаплоидным растениям. Таким образом, основной стадией у мхов является гаплоидная.

Основная жизненная стадия у папоротникообразных — диплоидная. На листьях папоротников или в специальных структурах у хвощей и плаунов образуются спорангии, в которых в результате мейоза формируются мелкие одноклеточные споры. Разлетаясь и попадая в подходящие условия, они дают начало гаплоидной стадии — заростку. На заростках образуются антеридии и архегонии, формируются гаметы, происходит оплодотворение, и из зиготы развивается диплоидное растение. У семенных растений самостоятельной гаплоидной стадии не существует, она представлена группами клеток, развивающихся в специальных органах диплоидных родительских организмов. Некоторое время отдельно существует только мужской гаметофит в виде пыльцевого зерна, но в нем в это время не происходит заметных процессов жизнедеятельности. После оплодотворения из зиготы новый диплоидный организм первые этапы развития также проходит внутри материнского организма.

Систематическое положение

Царство: растения

Высшие споровые растения

Надотдел: мохообразные

Отдел: моховидные, или настоящие мхи

Класс: листостебельные, или настоящие, мхи

Класс: сфагновые мхи

Отдел: печеночные мхи

Отдел: антоцеротовые мхи

Бриология — наука о моховидных.

Основная характеристика отдела Моховидные

  1. Небольшие размеры.
  2. Влажные местообитания.
  3. Отсутствие корней, есть ризоиды.
  4. Отсутствие проводящей ткани.
  5. Для полового размножения необходимо присутствие капельножидкой влаги для передвижения сперматозоидов.
  6. В жизненном цикле чередование поколений с преобладанием гаплоидного гаметофита (!).

Отдел Моховидные

КЛАСС ЛИСТОСТЕБЕЛЬНЫЕ МХИ

Кукушкин лен (Рис. 1)

Рис. 1

Широко распространен во влажных лесах умеренной зоны. Его коричневатый стебель, достигающий в длину 30 см, содержит мертвые вытянутые клетки, выполняющие функцию проведения и накопления воды. Простые листочки состоят из нескольких слоев зеленых клеток и не имеют жилок. В нижней части стебля молодого мха образуются одноклеточные выросты — ризоиды, выполняющие функцию поглощения воды и минеральных солей. Обычно кукушкин лен растет в виде куртин, в которых содержится несколько сотен особей. Зеленые растения мха — это гаплоидная стадия, или гаметофит. Мох кукушкин лен — раздельнополое, или двудомное, растение. На верхушке одних растений формируются женские органы, называемые архегониями (рис. 2).

Рис. 2

Каждый архегоний содержит одну яйцеклетку. На мужских растениях развиваются антеридии — органы, представляющие собой мешочки, в которых образуются сперматозоиды. Так как растение гаплоидное, образование гамет не требует мейоза. Для оплодотворения мху нужна вода, по которой сперматозоиды могли бы переплыть на женское растение и проникнуть в архегоний. Для этого бывает достаточно дождя или обильной росы, капли которой лягут на верхушки растений. После оплодотворения из образовавшейся зиготы развивается диплоидный спорофит. Он растет на гаплоидном зеленом растении и использует образованные им вещества. Сам он не содержит хлорофилла и не фотосинтезирует. Он имеет вид длинной коричневой нити, называемой ножкой. Одним концом она прикреплена к верхушке гаметофита, а на другом образуется расширение, являющееся спорангием. В этом расширении формируются материнские клетки спор, которые делятся мейозом, образуя множество одноклеточных спор. Зрелый спорангий состоит из коробочки и крышечки. Крышечка отрывается, и споры высыпаются и разносятся ветром на большие расстояния. Из спор, попавших во влажное освещенное место, вырастает тонкая ветвящаяся нить (протонема). На ее концах формируются почки, дающие начало новым гаплоидным растениям.

КЛАСС СФАГНОВЫЕ МХИ

Мох Сфагнум

Важной группой мхов являются сфагновые мхи (рис. 3). Они широко распространены и образуют так называемые сфагновые, или верховые, болота. Верхушки сфагнума имеют светло-зеленые листочки. По мере роста мха нижняя его часть оказывается под толщей более молодых листочков, отмирает и начинает разлагаться. Ткани мха содержат карболовую кислоту, которая имеет мощное бактерицидное действие. Разложение мха происходит без доступа воздуха и в условиях почти полного отсутствия микроорганизмов. Мох практически не гниет и превращается в торф. Торф, как губка, удерживает влагу, происходит заболачивание лесов.

Рис. 3

Сфагнум не имеет ризоидов. Он впитывает воду всей своей поверхностью. Мелкие светло-зеленые листья, покрывающие стебель и ветви, состоят из клеток двух хорошо различимых под микроскопом типов. Узкие зеленые фотосинтезирующие клетки образуют сетчатую структуру, в которой происходит движение органических веществ. Между ними находятся крупные прозрачные мертвые клетки, от которых остались только оболочки (рис. 4). Эти клетки служат резервуаром для воды. Через поры в их клеточных стенках происходит пополнение запасов воды из окружающего воздуха.

Рис. 4

Сфагнум — однодомное растение. Архегонии (женские органы полового размножения) и антеридии (мужские органы полового размножения) располагаются на одном растении. Сперматозоиды (n) по каплям воды достигают яйцеклеток (n), происходит оплодотворение. Образуется зигота (2n), из которой вырастает спорангий. Там происходит мейоз и образуются гаплоидные (n) споры, дающие начала тонкой нити-предростку — протонеме (n). На ней образуется почка, прорастающая в новый гаметофит (n).

ОТРЯД ПЕЧЕНОЧНЫЕ МХИ

Небольшие нежные растения, тело которых представлено чаще всего слоевищем в виде пластинки неправильной формы. У некоторых слоевище несет чешуйки, соответствующие листьям. Есть многочисленные ризоиды. Протонема развита слабо.

Размножение половое (подобно другим мхам) и бесполое (с помощью особых почек).

Распространенный представитель печеночных мхов — маршанция (рис. 5).

Рис. 5

ОТРЯД АНТОЦЕРОТОВЫЕ МХИ (РИС. 6)

Пластинчатый таллом.

Распространены большей частью в тропиках.

Спорофиты (спорогонии) рогообразной формы.

В основании ножки спорангия находится меристема, поэтому ножка постоянно растет. Образование и созревание спор происходит продолжительное время.

Большинство однодомны. Перекрестное опыление (женские и мужские гаметофиты созревают в разное время).

Рис. 6

Значение мхов

  1. Образование торфа.
  2. Водный запас экосистем.
  3. Виды, образующие экосистемы.
  4. Содержат антибиотики.

Царство: растения

Высшие споровые растения

Надотдел: папоротникообразные

Отдел: папоротниковидные

Отдел: плауновидные

Отдел: хвощевидные

Общая характеристика Папоротникообразных

  1. Возникли в девоне. Биологического расцвета достигли в карбоне, став основной лесообразующей группой. Остатки лесов образовали обширные залежи каменного угля.
  2. Наибольшее количество видов в тропической зоне.
  3. Предпочитают влажные местообитания, т. к. мужские гаметы подвижны, и влага нужна для передвижения сперматозоида к яйцеклетке.
  4. Есть ткани и органы.
  5. В жизненном цикле преобладает диплоидный спорофит.
  6. Размножение половое и бесполое (спорообразование).
  7. Органы полового размножения многоклеточные.

Отдел Папоротниковидные

В настоящее время отдел насчитывает примерно 12 000 видов.

Жизненные формы: травы, деревья (рис. 1) и лианы (несколько тропических видов). Есть водные формы (сальвиния плавающая (рис. 2)).

Рис. 1 Рис. 2

Листья папоротников — вайи — цельные или сложно расчлененные с хорошо развитой проводящей системой. Развитие листа происходит из «улитки» (рис. 3).

Листья могут быть дифференцированы на стерильные и фертильные (ужовник (рис. 4)), или выполнять одновременно обе функции (большинство папоротников (рис. 5)). У страусника фертильные листья не фотосинтезируют (рис. 6).

Рис. 3 Рис. 4 Рис. 5

Большинство папоротников имеют подземное корневище и хорошо развитые придаточные корни (рис. 7).

Рис. 6 Рис. 7

Жизненный цикл папоротников включает чередование гаплоидного гаметофита и диплоидного спорофита с преобладанием спорофита. В жизненном цикле происходит чередование полового и бесполого размножения (рис. 8).

Рис. 8

При бесполом размножении на нижней стороне листа образуются парные выросты —сорусы (рис. 9). Сорус представляет собой ножку и покрывальце, закрывающее снизу шаровидные спорангии (рис. 10), отходящие от основания ножки. В спорангиях формируются материнские клетки спор, которые делятся мейозом с образованием гаплоидных клеток, становящихся спорами. В сухую погоду края покрывальца отгибаются, а оболочка спорангия лопается из-за неравномерного утолщения стенок образующих ее клеток.

Рис. 9 Рис. 10

Из спор, попавших во влажное освещенное место, развивается гаплоидный гаметофит папоротника — заросток — в виде сердцевидной пластинки с многочисленными ризоидами. На его нижней стороне образуются антеридии со сперматозоидами и архегонии с яйцеклетками. Так же как и мхам, папоротникам для оплодотворения нужна вода. По ней многожгутиковые сперматозоиды папоротника плывут к архегониям. Там сперматозоиды сливаются с яйцеклеткой, образуя диплоидную зиготу. Из нее вырастает новое диплоидное растение.

В лесах умеренной зоны наиболее часто встречаются щитовник мужской, кочедыжник женский, орляк.

Отдел плауновидные

  1. Побег стелющийся, дихотомически ветвящийся.
  2. Листочки (филлоиды) мелкие простые с одной центральной жилкой.
  3. Размножение половое и бесполое (спорообразование).
  4. В жизненном цикле преобладает диплоидный спорофит.

Представителем плаунов, часто встречающихся в нашей стране, является плаун булавовидный (рис. 11).

Рис. 11

В жизненном цикле плаунов, как и всех папоротникообразных, происходит чередование полового и бесполого размножения (рис. 12). На концах побегов плауна образуются прямостоячие спороносные колоски — стробилы. Спороносные колоски покрыты видоизмененными чешуевидными листочками — спорофиллами — на которых образуются спорангии. В спорангиях в результате мейоза образуются гаплоидные споры. Созревшие споры высыпаются, и из них развивается гаплоидный заросток. У многих видов плаунов заросток развивается под землей в течение нескольких лет, питаясь гетеротрофно, в основном за счет симбиоза с грибом. На зрелом гаметофите образуются архегонии с яйцеклетками и антеридии со сперматозоидами. После оплодотворения из зиготы развивается диплоидный спорофит, который питается за счет гаметофита, пока не достигнет поверхности земли, где он начинает фотосинтезировать.

Рис. 12

Отдел хвощевидные

Древняя группа сосудистых растений, представленная в настоящее время примерно 30 видами.

Стебли полые, состоящие из отдельных члеников и выполняющие функцию фотосинтеза (рис. 13). Для увеличения прочности под эпидермой проходят пучки волокон склеренхимы, образуя ребра на поверхности стебля. Кроме того, в стеблях хвощей откладываются мелкие кристаллы окиси кремния, увеличивающие их жесткость.

Под землей у хвоща образуется густая сеть корневищ, служащих для вегетативного размножения и переживания зимы.

Рис. 13

Весной из-под земли вырастают спороносные побеги. Они имеют коричневый цвет, т. к. не содержат хлорофилла и живут за счет накопленных в прошлом году запасов питательных веществ. На их спорофиллах в результате мейоза образуются гаплоидные споры, которые имеют специальные нитевидные выросты, меняющие форму в зависимости от влажности. Это позволяет им легче покидать спорангий и шире распространяться. Они дают начало гаплоидному заростку. Жизненный цикл хвощей похож на жизненный цикл папоротников (рис. 14).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *