Щебень для ландшафтного дизайна

Наличие свободного места на участке – отличный повод разнообразить ландшафт, дополнив его необычной клумбой из щебня или гравия. Такой цветник не доставит проблем в процессе ухода и станет эффектным элементом декора, его можно оформить именно так, как захочется, благодаря удобству исходного материала. Клумба из щебня своими руками – прекрасный вариант даже для неопытных садоводов. Каждый сможет создать настоящее произведение ландшафтного искусства, проявив фантазию.

Что такое гравийная клумба

Цветник из гравия представляет собой участок земли небольших или средних размеров, пространство которого, за исключением места для посадки растений, полностью засыпано щебнем. Подбор растений для такой клумбы зависит от общего дизайна сада, но чаще всего садоводы выбирают многолетники вечнозеленого или декоративно-лиственного типа. Травянистые однолетние растения используют гораздо реже, поскольку с ними клумба быстро потеряет нужный декоративный эффект.

Важно! Гравий способен уменьшать испарение воды из почвы и может снизить частоту полива растений, в летнее время он предотвращает нагрев почвы, а зимой защищает от мороза. Также этот универсальный материал ограничивает рост сорняков.

Цветы в вазонах также будут смотреться красиво, если включить их в композицию гравийной клумбы. Горшки можно вкапывать в почву и обсыпать самыми мелкими камнями или просто надежно установить на поверхности гравийной отсыпки. Один из главных плюсов такой гравийной клумбы своими руками – возможность менять расположение вазонов по своему усмотрению и в любое время. Огромное количество вариантов дизайна клумбы на основе щебня позволяет создать цветник любого типа.

Достоинства и недостатки клумбы со щебнем

Клумбы из крупного щебня или мелкого гравия смотрятся оригинально и интересно, это лучший вариант для тех, кто хочет разнообразить дизайн своего участка. Для таких цветников используют как крупные, так и мелкие, камни в зависимости от расположения клумбы и типа ландшафта. Чтобы цветник смотрелся интереснее, лучше использовать декоративный гравий различной величины и сочетать его по своему усмотрению. Большое количество плюсов делает такие цветники популярнее среди садоводов, ищущих нестандартные дизайнерские решения для своих участков:

  • не требует серьезного ухода из-за отсутствия сорняков, т. к. в их основе засыпка из камней;
  • цветники можно разбить в любом месте территории, в тени или на солнце, на покатой поверхности или равнине;
  • могут иметь любой размер, форму или декор;
  • позволяют поливать и удобрять насаждения гораздо реже;
  • придают саду ухоженный внешний вид, являются оригинальным элементом ландшафта.

Дополнительным бонусом считается невысокая цена материала и его экологичность, он защищает корневую систему высаженных растений за счет блокирования воздухообмена. Гравийная отделка не доставляет сложностей во время создания цветника и отлично сочетается с другими материалами, например, с деревом, мхом или металлом.

Из минусов отсыпки клумбы гравием стоит отметить проблемы во время уборки осенью, когда ее нужно чистить от опавших листьев.

Как сделать клумбу с гравием

Чтобы сделать клумбу со щебнем своими руками на даче или участке дома, важно подобрать место для ее размещения. В зависимости от его размеров можно определить точное количество материалов. Прежде всего, необходимо выбрать основной материал – щебень различной фракции и оттенков в зависимости от дизайна цветника. Для работ также понадобится приобрести специальное мульчирующее полотно с креплениями, мембрану для сорняков и контейнеры для высадки растений.

Подготовка почвы

В первую очередь нужно выбрать подходящий участок, где будут расположены цветники из гравия, и определить его границы при помощи колышков с натянутой веревкой. На участке должен быть удален верхний слой земли глубиной не менее 20 см, ее поверхность следует выровнять. Место необходимо полностью очистить от сорняков вместе с корнями. Чтобы не пропустить те сорняки, которые еще не проросли, землю нужно полить и оставить на срок до недели до появления ростков, затем убрать и их.

Важно! Украшать клумбы щебенкой не только красиво, но и выгодно. Сад с ними всегда выглядит ухоженно, а растения надежно защищены от сорняков и других неблагоприятных факторов под слоем гравия.

После уборки сорняков и подготовки земли участок перекапывают, в процессе добавляя керамзит или крупный песок. Далее землю уплотняют при помощи садового катка и застилают ее первым слоем мульчирующего полотна, которое предотвратит проседание гравия и рост многолетних сорняков. Когда участок будет полностью покрыт тканью, в нем необходимо будет проделать отверстия через каждые 3 кв. м. с целью вывода излишков воды. В процессе оформления клумбы щебенкой такие меры помогут создать идеально ровный слой.

Подготовка места для посадки растений

Для подготовки места понадобится сделать отверстия под высадку в геотекстильном материале, предварительно определив, сколько растений планируется вырастить в цветнике. Отверстия должны соответствовать размерам контейнеров для посадки. В каждом из них нужно выкопать небольшую лунку, наполнить ее землей и посадить растение. Мягкие контейнеры идеально подходят для гравийных клумб, они защищают корни цветов и кустарников, а также надежно отделяют слой однотонной или цветной щебенки для клумб от места высадки.

Совет! С гравием лучше всего сочетаются небольшие хвойные деревья, пальмовые растения, азалии, юкки, клены, гортензии и декоративные травы. Их можно выгодно объединять, формируя интересные композиции.

Сажать растения можно и после оформления клумб гравием, для этого нужно убрать лишнюю щебенку в местах под посадку. Затем сделать отверстия в мульчирующем полотне, загнуть его края вниз и проделать в почве лунку для саженца. После в подготовленные лунки высаживают растения, посыпают их слоем земли и поливают после распределения вынутого гравия.

Как засыпать клумбу щебнем

Чтобы правильно уложить декоративный щебень на клумбе, нужно подготовить почву и выровнять ее поверхность. Далее гравий равномерно распределяют на участке, следя за тем, чтобы его первый слой был не меньше 3 см. Более тонкий слой спровоцирует рост сорняков из-за присутствия зазоров щебня с почвой. Лучше делать слой толще, чтобы сорняки не мешали растениям на будущей клумбе. Нужно учитывать и типы растений, к примеру, толстый гравийный слой лучше подходит для рододендронов и азалий.

Функция первого слоя заключается в отводе дождевой воды и дренаже. На него стелют второй лист геотекстиля, предназначенного для разделения основного и декоративного слоев щебня. Завершающий этап – засыпка декоративного слоя, при помощи которого маскируют геотекстиль, он должен быть полностью скрыт под однотонной или цветной щебенкой для клумб. На этом этапе также формируют композицию цветника с учетом заранее разработанного дизайна рисунка.

Как покрасить щебень для клумбы своими руками

Обычный щебень можно превратить в декоративный, покрасив его в различные цвета в зависимости от дизайна цветника. Технология окрашивания щебня для клумбы не отличается сложностью, при выборе качественных красителей камни надолго сохраняют свой первоначальный цвет. Для них подойдет специальная аэрозольная эмаль в баллонах, а также краски акрилового или алкидного типа.

Процесс состоит из нескольких этапов:

  1. Выбранные камни нужно тщательно промыть.
  2. Покрасить каждый камень с одной и другой стороны в нужный цвет, дожидаясь, пока краска высохнет.
  3. Краску наносят тонким слоем, если в итоге цвет окажется не слишком ярким, процесс можно повторить.

Способ с окрашиванием каждого камня подходит при обработке небольшого количества. Когда гравия много, его засыпают в большую емкость и выливают краску сверху, тщательно перемешивая камни. Для этих целей хорошо подходит бетономешалка. Клумбы с белым щебнем смотрятся не менее эффектно, но нередко владельцы участков предпочитают более оригинальный декор.

Какие растения посадить на гравийной клумбе

Универсальность гравийного цветника позволяет использовать множество растений разных типов. При их выборе необходимо учитывать общий дизайн ландшафта и выбранный декор клумбы. Владельцы участков могут сделать клумбу с гравием без травы или использовать хвойные растения. На светлом щебне особенно красиво смотрятся кипарисовики, самшит, юкки, тисы и роджерсии.

Эффектно будут выглядеть и кустарники с яркой и пестрой листвой, например, бересклет Форчуна, гортензии, барбарис Тунберга и другие.

Существует много видов растений, которые можно использовать в композиции, к примеру, гравийная клумба с хвойниками считается самым популярным вариантом. Проще запомнить, какие из них лучше не выбирать, это быстрорастущие насаждения и растения, требующие частой пересадки.

Фото-идеи клумб с декоративным щебнем (гравием)

Количество идей для декорирования цветников щебнем ограничивается только фантазией владельца участка. Ниже представлены самые интересные и нестандартные гравийные клумбы с фото, которые легко сделать пошагово своими руками при помощи цветного или однотонного щебня.

Оформить клумбу цветным щебнем, как показано в примерах на фото выше, не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Это популярная и экологичная идея, которую уже давно с удовольствием используют многие владельцы дачных и придомовых участков. Красивая клумба из щебня своими руками будет долго радовать своим внешним видом, а также станет прекрасным украшением ландшафта, если оформить ее правильно и со вкусом.

Обустройство сада (60 фото): зонирование участка и высадка растений. Ландшафтный, регулярный, смешанный стили

Выполнить обустройство сада самостоятельно не так уж и сложно, как может показаться на первый взгляд. Главное, знать основные принципы, которые следует обязательно учитывать.

Конечно, как вариант, можно воспользоваться шаблонными проектами, но если вы желаете создать уникальное оформление приусадебного участка, лучше проявить собственную фантазию.

Фото – оригинальный и милый сердцу уголок можно создать своими руками

В данной статье представлена подробная инструкция: как обустроить сад, чтобы он выглядел красивым, но и позволял отдыхать с комфортом. Ведь сегодня вряд ли еще можно встретить тех, кого удовлетворят строгие квадратные клумбы и деревья, высаженные в ряд.

Предварительный этап

Проект должен включать в себя все детали

Он предполагает ряд подготовительных мероприятий, которые позволят сделать основную часть работы более простой, не говоря уже о том, что вы сможете избежать ошибок.

Обратите внимание. Не спешите составить план за один день.
Продумайте все тщательно.
Это позволит вам избежать ненужных затрат на строительные материалы.

В частности, на предварительном этапе рекомендуется подготовить хотя бы схематический план, в котором будет указано:

  • площадь садового участка;
  • количество деревьев и кустарников, которые вы хотите высадить;
  • предполагаемое расположение деревьев и кустарников;
  • схема разбивки клумб;
  • схема расположение дорожек и тропинок;
  • наличие скамеек и место их установки;
  • прочие детали.

При создании проекта учитывайте все нюансы

Так вы сразу поймете, что именно нужно для обустройства, какие растительные и строительные материалы необходимо закупить.

Проанализируйте грунт

Тем, кто хочет знать, как обустроить свой сад, необходимо предварительно провести исследования особенностей грунта на территории.

А какая почва на вашем участке?

Обратите внимание. Особое внимание уделите уровню залеганию грунтовых вод – в том случае, если они протекают на глубине около двух метров, то можете смело насаживать плодовые деревья.
Они будут хорошо расти и давать обильный урожай.

Это позволит вам понять, в какой части сада:

  • посадить деревья;
  • разбить клумбы;
  • установить мангал;
  • сделать пруд и т.д.

Всю информацию сразу же вносите в план-схему. При этом учитывайте, что для нормального роста деревьев необходимо свободное пространство. Оставляйте между ними примерно четыре метра.

Зонирование участка

Пример удачного и продуманного зонирования дачного участка

Обустройство садового участка будет выполнить намного проще, если вы предусмотрите строгое зонирование, сразу же определив несколько зон:

  • жилую;
  • отдыха;
  • хозяйственную;
  • для выращивания цветов;
  • для деревьев и т.д.

Особое внимание уделите расположению зоны отдыха

Обратите внимание. Все зоны должны связывать садовые дорожки – определите оптимальные маршруты, по которым можно добраться к конкретной зоне, минуя другие.
Убедитесь, что дорожки не мешают расположению деревьев или клумб.

Зоне отдыха особое внимание

Особое внимание уделите обустройству зоны отдыха, добавив к ней интересные и необычные декоры и элементы оформления.

Например, великолепно смотрятся горшки и вазы, в которых высажены:

  • петуния;
  • бегония и прочие цветы.

Если у вас есть возможность, обязательно предусмотрите наличие беседки или скамейки с небольшой оградкой около нее. Там вы можете посадить любые вьющиеся растения, которые оплетут беседку или оградку и создадут приятную обстановку вокруг места отдыха.

Скамейки, стол и стулья позволят вам не просто отдыхать, но и ужинать на лоне природы

Естественно, необходимо предусмотреть наличие таких необходимых предметов для отдыха, как:

  • лавочки или стулья;
  • столик.

Обратите внимание. Купить красивые и оригинальные стулья и столы можно в строительных супермаркетах, где имеется отдел садового инвентаря.
Цена таких изделий зависит от материала, из которого они изготовлены и особенностей конструкции.
Если вы не слишком требовательны или умеете владеть инструментом, сделать скамейки и стулья легко своими руками .

Делая дорожки, вы можете придать им любую форму и любой вид

Высадка растений

Продолжая рассказ о том, как обустроить садовый участок своими руками, давайте рассмотрим подробнее особенности высадки растений различного типа.

В частности, любые урожайные культуры не должны высаживаться в тенистых зонах – они должны получать максимум света и тепла.

Высаживая фруктовые деревья, убедитесь, что они не будут большую часть дня находиться в тени

Чтобы определить максимально подходящие места для посадки необходимо создать своеобразную карту тенистых участков:

  • возьмите чистый лист бумаги;
  • нарисуйте схему участка, определите стороны света и нарисуйте, как движется солнце;
  • нанесите на схему все постройки, заборы и прочие конструкции, от которых падает тень;
  • обязательно обозначьте высоту таких конструкций;
  • темным карандашом зарисуйте зоны тени;
  • в тех местах, где более чем полдня будет тень, высаживать культурные плодоносящие растения не рекомендуется.

Строения не должны перекрывать доступ солнечного света

Зато полностью затененные участи идеально подойдут для того, чтобы в них разместить зону отдыха и соответствующие ей аксессуары:

  • лавочки;
  • беседку;
  • стол и т.д.

Также в теневых зонах можно оборудовать дорожки.

Конкретный стиль

В данном разделе статьи, как обустроить маленький садовый участок поговорим о конкретных стилях, которые принято использовать при облагораживании приусадебных участков.

Обратите внимание. Некоторые позволяют себе роскошь обратиться за помощью к профессиональным дизайнерам.
В таком случае задумываться о конкретных стилях нет смысла – специалист сам подберет наиболее подходящий вариант, учитывая особенности участка и ваши личные пожелания и предпочтения.

Стилевое решение выбирайте из личных предпочтений

В частности, выделяется три основных направления стилевого оформления садовых участков:

  • ландшафтный или пейзажный;
  • регулярный или геометрический;
  • смешанный.

Ландшафтный стиль

Первый из них – ландшафтный – оптимально подходит для садовых участков, на которых имеются любые возвышенности.

При его создании необходимо:

  • обеспечить плавные изгибы дорожек;
  • натуральные материалы;
  • естественные очертания клумб и пруда.

Регулярный стиль

Ровные линии присущи регулярному стилю

Такой вариант оформления подойдет для ровных садов, с плоским рельефом.

Основная характеристика такого сада:

  • строгость линий и форм;
  • все дорожки должны быть ровными;
  • пруды или клумбы иметь правильные очертания – круга, овала, квадрата и так далее.

Смешанный стиль

Данный вариант соединяет в себе элемент двух вышеописанных стилей. И является наиболее востребованным среди садоводов, поскольку с его помощью можно воплощать в жизнь фактически любые идеи.

Дополнительные советы

Собственная фантазия – лучший советчик

И еще несколько дополнительных советов, которые помогут вам в эффективном и красивом обустройстве сада:

  • если участок имеет наклон, то высадку растений необходимо начинать вверху и постепенно опускаться к основанию;
  • если сад узкий, то его обустройство рекомендуется начинать в середине, постепенно продвигаясь к краям;
  • кстати, на садовых клумбах можно выращивать не просто красивые цветы, но и лекарственные травы;

  • при выборе места для зоны отдыха учитывайте, что она должна располагаться так, дабы находясь в ней, вы видели все красивые места сада и любовались ними, отдыхая в тени деревьев.

В завершение

После проделанных действий и некоторых усилий, можно наслаждаться результатом!

Теперь вы знаете, как просто, но эффективно и рационально выполнить обустройство сада своими руками. Уверены, что наши советы гарантированно помогут вам в достижении цели. Дополнительное видео в этой статье поможет лучше понять основные принципы создания на придомовой территории комфортной и уютной атмосферы.





















Понравилась статья? Подписывайтесь на наш канал Яндекс.Дзен Отличная статья 0

Законы и приемы ландшафтного дизайна

Какие правила надо соблюдать, чтобы ваш участок не превратился в хаотичный набор не связанных или неудачно связанных между собою частей-элементов? Каковы законы, приемы и, если хотите, тайны мастерства, которыми пользуется ландшафтный дизайнер, оперируя природными материалами?

На протяжении многих веков мастера, создававшие сады и парки, придерживались законов и правил, подсказанных им природой и общих для других видов искусств. В садах сконцентрировались, слились воедино архитектура и живопись, поэзия и музыка, но законы ландшафтного построения оказались ближе всего к законам построения пространства, т.е. к законам архитектуры. Поэтому мы говорим об искусстве организации окружающего пространства средствами природного ландшафта как о ландшафтной архитектуре сада.

Естественный ландшафт формирует пять основных компонентов, тесно взаимосвязанных друг с другом: земля, вода, воздушные массы, растительность и животный мир. Мы знаем, что на земле осталось очень мало уголков, где ландшафт сохранился в своем первозданном виде, — большинство ландшафтов искусственно созданы человеком. Современные загородные усадьбы — это также ландшафт, созданный руками человека. Поэтому дачникам и садоводам, по существу, создающим новый облик пригородов, важно использовать приемы и законы ландшафтной архитектуры — ведь это законы гармонии и красоты, законы самой природы.

Изображение природы на холсте картины или на плоскости стены в интерьере — это иллюзия реального пространства. До нас дошло много картин, изображающих отдельные пейзажи или когда-то существовавшие сады и парки. Из истории известно, что были и картины-обманки, которые применялись в древних садах с целью зрительно расширить пространство сада. Декораторы расписывали стены и ограды. Таковы росписи стен «Верхового сада» в Кремле, роспись галереи Гонзаго в Павловском парке. И наоборот, на основе пейзажей, придуманных живописцами, даже фантастических, садовники создавали реальные пейзажи в парках и садах. Этим не ограничивалось взаимодействие садово-паркового искусства с живописью: в обоих искусствах действуют законы перспективы и колористики, законы композиции пространства — иллюзорного и реального.

КОМПОЗИЦИЯ

Под композицией (от лат. compositio — связь, соединение) понимается расположение различных форм в пространстве в сочетаниях, создающих гармоничное единство. Иначе говоря, размещая растения и сооружения в саду, мы должны добиться такого их соотношения, которое было бы приятно глазу, вызывало бы ощущение гармонии. Взаимосвязь пространства, плоскости и объемов выражается объемно-пространственной композицией и основана на общих закономерностях построения ландшафта малого сада.

При решении композиционных задач необходимо учитывать целый ряд свойств, которыми обладают пространственные формы. Они аналогичны свойствам, выделенным в архитектуре, также оперирующей пространственными формами. Сюда входят: геометрический вид формы, ее величина, масса, фактура, положение в пространстве, цвет и освещенность (светотень).

Соотношения форм по их свойствам представляют собой средства композиции. Важнейшими из них являются: единство и соподчиненность, пропорции, законы линейной и воздушной перспективы. Они определяют соотношения пространственных форм по положению в пространстве, величине, цвету, освещенности и т. д. Сюда же входят такие приемы, как симметрия, асимметрия, равновесие, ритм, контраст, нюанс, масштабность и т. д.

Все эти свойства и их соотношения тесно связаны между собой, и выделить среди них главные и второстепенные, а тем более разделить их практически невозможно. Они неразрывно связаны. Значение этих свойств и их соотношений в композиции определяется в каждом конкретном случае. Однако в целях изучения лучше рассмотреть их отдельно.

Соотношение форм по геометрическому строению.

Форму природных элементов можно обобщенно представить себе близкой к геометрической. Может быть линейная, плоскостная и объемная форма, в зависимости от соотношения ее измерений. В линейной преобладает одно измерение над двумя другими, предельно малыми; в плоскостной — относительно равны два измерения при подчиненно малой величине третьего; в объемной форме все измерения относительно близки по величине. Обратите внимание на характерные объемные формы крон деревьев различных пород. Их можно представить себе как тела вращения — шары, конусы, параболоиды. По сравнению с ними низкие массивы цветников выглядят как плоскости (плоскостная форма). Линейной формой, которая неизменно присутствует во многих элементах сада, можно считать дорожки, бордюры, ограждение сада.

Соотношение форм по величине.

Составляя группу из деревьев и кустарников, мы часто пользуемся контрастным соотношением их форм (высокий — низкий, большой — маленький, пирамидальныйшаровидный и т.д.). Неизбежные в малом саду прямые дорожки, связывающие разные точки сада по кратчайшим направлениям, геометрически правильные грядки сочетаются с округлыми очертаниями цветников. Желательная (из условий ухода) посадка яблонь по прямоугольной сетке уравновешивается введением живописных групп цветущих кустарников. Жесткость границ участка уживается со свободными, мягкими линиями берегов маленького бассейна. Это все примеры соотношения форм по геометрическому строению и по величине.

При оформлении небольшого сада лучше всего остановиться на какой-нибудь одной плоскостной форме, так как ощущение гармонии возникает благодаря простоте и повторяемости основного рисунка. Разнообразие достигается различной величиной формы. Так, круглую площадку для отдыха можно устроить в центре такого же круглого газона, не менее интересной может оказаться композиция площадок квадратной и прямоугольной формы.

Однако геометрические формы выполнят свою роль лишь в том случае, если они отчетливо просматриваются — в дорожках, живых изгородях, бордюрах, перголах, шпалерах, поверхности газона или пруда.

Композиция должна иметь эффектный центр. Им могут стать дерево с фигурной стрижкой, цветы в кадках или вазах, скульптура или фонтанчик. Подстриженные деревья и кустарники хороши и по углам клумб, и на концах дорожек, где они подчеркивают четкость геометрических форм.

Соотношения форм по фактуре.

Под фактурой понимается характер поверхности предметов. В ландшафтном дизайне учитывается фактура растительности — деревьев, кустарников, поверхности газона и цветников и материалов мощения, лестниц и ограждений.

Если речь идет о древесных растениях, то фактура рассматривается как составная часть, характеризующая строение кроны (вместе с силуэтом и структурой). При этом выделяют следующие типы:

  • грубая (дуб),
  • средняя (вяз, липа),
  • тонкая (ива, береза).

Соотношения форм по цвету.

Цвет является одним из важных средств художественной выразительности композиции. Следует учитывать сезонные и возрастные изменения цвета растений, общую цветовую гамму пейзажей, колорит цветников.

В весеннее, летнее и осеннее время окраска древесных растений слагается из цвета листьев, ветвей, стволов, цветков и плодов, а в зимнее, позднеосеннее и ранневесеннее время цветовой тон определяется окраской ветвей и стволов. В течение круглого года значительное место в колорите пейзажа занимают вечнозеленые растения: пихта, ель, сосна, можжевельник. В южных широтах используется широкий ассортимент вечнозеленых лиственных и хвойных.

Основным фоном для древесных и цветочных растений служат газоны, которые с апреля по сентябрь варьируют по оттенкам зеленого цвета: от теплых до холодных тонов.

Соотношения форм по положению в пространстве.

Здесь имеется в виду положение форм по отношению друг к другу и наблюдателю в трехмерном пространстве. Разнообразные формы мы размещаем в пространстве сада и получаем при этом три вида пространственной композиции: фронтальную, объемную и глубинно-пространственную.

Во фронтальной композиции, развернутой в ширину, как правило, не выражены два других измерения. Это своего рода плоскостная декорация. Объемная композиция имеет формы, ярко выраженные во всех трех измерениях. В глубинно-пространственных композициях природные формы организуются в глубокие перспективы, восприятие которых в значительной степени определяется законами линейной и воздушной перспективы — композиционных средств, присущих ландшафтной архитектуре, так же как и живописи.

ПЕРСПЕКТИВА

Перспективой называется зрительное изменение предметов по мере их удаления от наблюдателя.

Законы перспективы были открыты мастерами Возрождения, разработавшими математически точную систему построения пространства. Леонардо да Винчи писал, что теория линейной перспективы разъясняет явления видимых форм, величины и цвета в зависимости от их положения в пространстве.

Различают перспективу линейную и воздушную.

И в природе, и на картине вы замечаете, как сходятся на горизонте уходящие от вас параллельные линии. При этом все вертикальные линии остаются вертикальными, уменьшаясь по величине, — чем дальше они от наблюдателя, тем меньше. Можно заметить и то, что невысокие растения на переднем плане могут казаться выше более высоких, расположенных вдали. Этот эффект носит название линейной перспективы.

Воздушная перспектива — это изменение яркости и четкости предметов, а также их цвета по мере удаления от точки наблюдения.

Пространственные изменения цвета называют также цветовой (колоритной) перспективой.

В отличие от живописи с ее условным изображением природы в ландшафтном искусстве глубина пространства — это реальность, и использование законов перспективы (уменьшение величины предметов с их отдалением, смягчение контраста света и тени, изменение насыщенности цвета и появление голубой дымки, окутывающей задний план пейзажа) помогает созданию необходимой иллюзии углубления или, наоборот, сокращения пространства.

Перспектива включает в себя точку обзора, тот объект или объекты, которые подлежат обозрению, и промежуточное поле. Все эти три компонента должны создавать единство и обычно задумываются как одно целое. Если некоторые компоненты уже существуют и их предполагается сохранить, то другие должны быть решены в соответствии с ними. Перспектива и связанные с ней функциональные зоны сада должны быть сходны. Если перспектива проектируется как продолжение пространства или функциональной зоны, следует позаботиться о взаимосвязи их характера и масштаба. Например, перспектива, открывающаяся с террасы сельского дома, вряд ли может иметь достойное завершение в виде элемента индустриального пейзажа. Для перспективы основным принципом является то, что ее завершение оправдывает ее начало, а начало оправдывает конец.

По существу, весь мир пронизан и переплетен красивыми перспективами, перспективами внутри самих перспектив — большими и малыми. Некоторые из них имеют глубину не более вытянутой руки. Прекрасные перспективы не обязательно должны быть искусственно задуманы — их просто необходимо найти и сделать видимыми с нужного места. Очень важно соответственно оформить каждый такой вид.

Перспектива — это настойчивый направляющий магнит для глаза. Перспектива может вызывать ощущение движения или покоя. Некоторые перспективы заведомо статичны. Они предназначены для обозрения с одной определенной позиции и видны во всей своей полноте только с этой точки. Другие раскрываются с нескольких точек при движении по саду.

Перспектива обрамляется тремя плоскостями — верхней, горизонтальной и вертикальной. Вертикальные плоскости — «стены» сада — могут создаваться подстриженной листвой кустарника, рядами деревьев, или забором. Плоскость или плоскости основания — «пол сада» — могут иметь наклон, могут быть ровными или устроенными в виде террас с травяной, водной, мощеной или другой поверхностью. Верхней плоскостью — «потолком» — служит в саду небо или полог листвы раскидистых деревьев.

Чтобы зрительно увеличить глубину пространства, когда размеры сада ограничены, можно сознательно создать систему промежуточных планов из растений (их называют кулисами), которые направляют взгляд к горизонту. Для увеличения глубины пейзажа размещают группы деревьев и кустарников так, чтобы по мере удаления от зрителя их размеры сокращались.

Обратная задача — оптическое сокращение пространства — обычно возникает на крупных по площади участках и в случаях, когда садовод хочет зрительно включить окружающий ландшафт в пространство своего участка. Для этого увеличивают количество кулис и последовательно расширяют обзор, раздвигая их в стороны.

Забор, особенно высокий и глухой, от которого на какое-то время вряд ли можно будет отказаться — серьезное препятствие к установлению прямого контакта между вашим садом и окружающей природой. Его можно замаскировать растениями.

Убрав или просто скрыв заметную ограду, мы добавим мы очарования саду. Эффекты воздушной перспективы строятся на законах восприятия цвета и эмоционального воздействия его па человека.

ЦВЕТ

В природе бесконечно и постоянно сменяется окраска растений, в общем колорите сада участвует и цвет поверхности земли: черный пар или газон, мощение дорожек и площадок, цвет неба. в том числе и отраженного в воде. И, конечно, цвет дома, сарая, садовой мебели.

Очень важно, чтобы в саду не создавалось впечатление излишней пестроты, хаоса красок.

Эмоционально цветовые сочетания воспринимаются в различных соотношениях. И строятся они по правилам цветовой гармонии — либо на основе контраста, либо как сочетание оттенков одного цвета.

Цвет воспринимается человеком разносторонне — не одним зрением, а с участием всех чувств, включая слух, осязание, обоняние и даже вкус. По степени возбуждения и характеру эмоционального воздействия цвета расположены в том же порядке, в каком они следуют в цветовом спектре. Соответственно они разделяются на теплые, или активные (красный, оранжевый, желтый), которые действуют возбуждающе, и холодные (синий, голубой, фиолетовый), которые действуют успокаивающе. Зеленый находится в середине спектра — это «цвет физического равновесия». Эмоциональная реакция на цвет обусловила появление определенных ассоциаций, а вместе с ними — символики цвета.

Р. Хен в книге «Азбука цветов» приводит следующие данные реакции человека на цвета и их символику, установленную на основании обобщения ряда научных наблюдений:

  • желтый цвет вызывает ощущение тепла, света, солнца, живости, веселья и легкости: зеленовато-желтый цвет действует как что-то слегка ядовитое, сернистое, жесткое (символика: жизнь, свет, радость, роскошь, брак, уважение к старости; ярко-желтый — зависть, своеволие, ненависть. лживость);
  • оранжевый — теплый, праздничный, прелестный, полный жизни, вызывающий радость, сильно действующий (символика: тепло, радость, солнце, власть, тщеславие);
  • красный — наиболее действенный и активный цвет, который трудно подавить другими; светлые оттенки красного действуют возбуждающе, наступательно, темные — серьезно, солидно (символика: жизнь, кровь, любовь, страсть, революция, огонь, праздничность);
  • фиолетовый — светлый, но также и мрачный, торжественно-роскошный, служит для связи других красок, при большой поверхности может оказывать негативное действие (символика: величие, достоинство, роскошь, великолепие, дружба);
  • синий — тихий, тяжелый, строгий, отдаляющий, холодный, но полный энергии; голубые тона действуют как ясные, чистые, почти оживленные (символика: бесконечность, даль, тоска, верность, доверие);
  • зеленый — связующий, успокаивающий, мирный, пассивный; светло-зеленый — оживленный, веселый; темно-зеленый — холодный, сдержанный, отступает на второй план рядом с желтым, оранжевым и красным, но оттеняет синий (символика: надежда, покой, мир, плодородие);
  • белый — нейтральный, сильно контрастирует со всеми темными окрасками, в пестрые сочетания вносит свет и оживление, увеличивает объемность (символика: невинность, целомудрие, чистота);
  • черный — нейтральный, уменьшает объемность, в качестве фона усиливает действие желтого и красного цветов (символика: траур, скорбь, серьезная торжественность).

Физиологическое, или терапевтическое, воздействие цветов (цветотерапия) привлекало и привлекает внимание ученых. В санаториях отдельные участки сада оформляют в серебристо-синих тонах, организуют так называемые «голубые сады», действующие успокаивающе на нервную систему человека. К примеру, с этой целью могут быть использованы такие растения, как ель колючая (форма голубая), ива белая, лох узколистный и серебристый, сцилла, мускари, незабудка, лобелия, василек, нигелла и многие другие растения.

Средневековые врачи, веря в магическую силу некоторых цветов, пытались лечить цветотерапией многие болезни. Такие методы частично сохранились и в наши дни. Французские психиатры лечат больных шизофренией, помещая их в комнаты со стенами, окрашенными в специально подобранные тона.

Более эффективной в наши дни признана пейзажетерапия — лечение серьезных нервных и психических заболеваний на природе с использованием специально созданных ландшафтными архитекторами и дизайнерами пейзажей — спокойных, грустных, веселых, создающих ощущение защищенности или, напротив, свободы, простора. При движении по такому саду происходит не только смена настроения и эмоций, медицинские датчики фиксируют положительные физиологические реакции организма: снижение кровяного давления, улучшение состава крови и др.

Все эти факты говорят о том, что разные цвета по-разному влияют на организм человека, и показывают, насколько велики возможности ландшафтного дизайна.

Все цвета разделяются на хроматические и ахроматические.

Хроматические цвета — это цвет спектра: красный, оранжевый, желтый, голубой, фиолетовый, пурпурный, синий, зеленый (резких цветовых градаций в спектре нет, и указанные цвета выделены условно).

Ахроматические — белый, черный и все оттенки серого. Они характеризуются лишь светлотой или ощущением яркости, которая определяется в процентах от яркости белого цвета.

Белый цвет, как контраст со всеми темными оттенками, вносит свет и оживление, создает эффект объемности в растительных композициях. Черный цвет, напротив, уменьшает объемность и усиливав действие теплых тонов — желтого и красного.

Цвет характеризуют три компонента: цветовой тон, насыщенность (чистота) цвета, светлота (яркость).

Насыщенность (чистота) зависит от степени «разбавления» спектрального цвета белым. Светлота (яркость) — это степень отличия этого цвета от ахроматического (белого), равного ему по светлоте.

В природе мы никогда не увидим чистых, насыщенных тонов. Есть, конечно, виды растений с насыщенным цветом, но чаще — с вялым, размытым.

Усилить ощущение насыщенности бледно-красного цвета растения можно, например, разместив его рядом с зеленым; желтого — включив в композицию фиолетовый. Методом подбора цветовых компонентов можно снизить насыщенность какого-либо цвета, разместив, например, рядом с ярко-синим растением красное. При сочетании нескольких цветов ощущение насыщенности каждого из них тоже уменьшается, тем больше, чем ближе цвета располагаются в цветовом круге. Любопытно, что все светлые тона кажутся легкими, все темные — тяжелыми. Насыщенный желтый цвет как бы приподнимает, он стремится вверх; особенно ощутимо это на темном фоне. Голубой цвет воспринимается тоже как легкий, парящий.

В специальных учебниках по цветоведению есть таблицы восприятия цветного рисунка на фоне, окрашенном в другой цвет. Это пример одновременного цветового контраста, который также учитывается в ландшафтном проектировании, особенно при составлении цветников.

Все теплые тона при дневном освещении производят впечатление близких. Это цвета переднего плана, зрительно приближающиеся к нам. Холодные цвета, напротив, отдаляются, их используют для передачи глубины пространства. Чистые и сочные тона в отдалении стушевываются в голубой дымке. Синие и голубые тона при этом не изменяют своего цвета, они даже несколько сгущаются при удалении.

На этом и основан прием размещения на дальнем плане холодных, сине-голубых оттенков. Такой же эффект удаления создаст размещение на заднем плане темнолиственных пород, синих и голубых пятен цветников.

Вообще цветовая палитра сада насчитывает около 130 оттенков. Общий же колорит пейзажей меняется не три раза в году, как считают многие, а не менее девяти раз:

С ранней весны до поздней осени вы можете наблюдать нюансную, па первый взгляд малозаметную среду общего колорита сада.

В весеннее, летнее и осеннее время окраска древесных растений слагается из цвета листьев, ветвей, ствола, цветков и плодов, а в зимнее, позднеосеннее и раннеосеннее время цветовой гон определяется окраской ветвей и стволов.

В создании колористики малого сада одинаково важны и общий подход к цвету, и продуманность, отточенность в деталях. Что имеется в виду? Важно помнить, что в общий колорит сада входит и окраска стен дома, ограждения сада, цвет мощения дорожек и площадок, садовой мебели. Красный кирпич, теплые тона деревянных конструкций, серые оттенки бетона — все эти цвета занимают в саду должное место.

Мы уже говорили о динамике в окраске растений. Не так просто учесть этот фактор относительно статичной окраски сооружений и мощения, но, выбирая цвет здания (или учитывая существующий), старайтесь «включиться» в цветовую гамму сада. Выбирайте цвета и оттенки, любимые вами, ласкающие ваш взгляд, и помните, что любой новый цвет, внесенный в колорит сада, изменяется в зависимости от окраски фона.

Важно научиться оценивать цвет предмета по отношению к цвету окружения и к общему фону. Это даст возможность построить композицию так, чтобы фон не оказывал отрицательного, раздражающего воздействия.

Нужно также учитывать, что в сумерках соотношения цветов меняются. Синий и зеленый цвета производят впечатление светлых, находящихся на переднем плане; красный и желтый — более отдаленных и глубоких. Заметим, что во многом эти эффекты зависят еще от загрязнения воздуха и насыщенности его водяными парами.

Сильнее всего «работают» цветовые контрасты. Например, при общем темном колорите здания растения подбирайте светлые, с желто-зелеными или серебристо-серыми оттенками листвы. Хорошим контрастом в данном случае будет и серый цвет мощения из бетона.

На фоне белого здания (штукатурка, неокрашенное дерево) эффектно смотрятся растения, имеющие темную листву, поглощающую часть отраженного света. Рядом с таким домом можно посадить барбарис, разбить цветник из красных цветов розы флорибунда, «выстелить ковер» из темно-зеленой стелющейся листвы барвинка. Около светлого здания должно быть темное, насыщенное по цвету мощение.

Если ваш дом построен из кирпича (теплые оттенки — красный, терракотовый), используйте холодные и нейтральные тона растений: сине-зеленый можжевельник, магонию с ее серо-зеленой листвой, сизо-серебристый лох.

Важна и окраска стен комнат домика, особенно откуда вы будете наблюдать свой сад. Садовый дизайн должен гармонировать с дизайном интерьера. Цветовой фон может дать и повторение общего тона зеленой окраски стен комнаты, и введение ярких контрастов.

Например, цвет обивки мебели может повторить гамму цветущих в саду растений. Так, серовато-зеленые оттенки листвы лоха или дерна пестролистного могут повториться в интерьере, в общем тоне обоев, но при этом нужно будет ввести цветовые акценты — яркие подушки на диване, занавески. Фиолетовой гамме обивки мебели в комнате будут вторить переливы цветущих флоксов; желтизне занавесок — отвечать золотистый всплеск цветков форзиции за окном.

Цвета ограды сада, покрытия дорожек и площадок должны включаться в общую цветовую гамму сада, а не разбивать ее, как это часто случается.

Представим себе, например, каким может быть цветовое соотношение дома и растений в случае, когда садовый домик, занимающий относительно большой объем и площадь сада, построен из дерева и окрашен в темные тона (коричневого цвета с белыми деталями — окна, двери, карниз) и имеет темно-коричневую крышу. На фоне стены эффектно будут выделяться светлая кора и зеленая листва небольшой группы берез. Дорожку к дому можно выложить из кирпича — ее подчеркнет рабатка из ромашек. Оформление дома завершит группа из нескольких кустов чубушника золотистолистного с его пахучими белыми цветами и постоянной нежно-желтой окраской листвы.

Совсем другим будет решение для садового домика, выполненного из силикатного кирпича или имеющего оштукатуренные белые стены. У входа можно посадить дерево с темной листвой — это может быть вишня или яблоня (в том числе красиво цветущая розовыми махровыми цветками яблоня Недзвецкого). Мощение из светлых бетонных плит станет фоном для низкой живой изгороди из стриженого кизильника блестящего с его темной листвой, которой вы подчеркнете цоколь здания. В тени кизильник примет на себя отраженный свет от стен. Кусочек газона перед домом может быть заменен прекрасным почвопокровным растением — барвинком. Его темная вечнозеленая листва ранней весной бывает украшена многочисленными розовыми или голубыми цветками. Можно посадить здесь можжевельник с темной хвоей либо куст парковых роз с нежно-карминной окраской цветков.

Китайская теория объемного цветового решения несколько отличается от привычной нам европейской. Согласно этой теории, человек так привык к цветовому решению природы, что питает отвращение к любому нарушению установленного порядка. Из этого следует, что при выборе цвета для любого архитектурного сооружения плоскость основания должна быть выдержана в тонах земли — в оттенках глины, камней, гравия, песка, лесного гумуса и мха. Синие и сине-зеленые тона воды, напоминающие ее изменчивую поверхность, применяются на плоскости основания или дорожек редко и только в тех местах, где проход нежелателен. Конструктивным элементам стен и крыши сообщаются цвета ствола и ветвей дерева — черный, коричневый, темно-серый, красный и охристый. Поверхности стен в глубине заимствуют свои оттенок от чащи бамбука, свисающих плетей глициний, струящегося солнечного света, сосновых сучьев и сплетающихся ветвей клена. Цвета потолка должны напоминать воздушность неба и меняться от глубокой лазурной синевы или водянисто-зеленого цвета до туманных облачно-белесых или мягких серых тонов.

Есть система, устанавливающая для любого сооружения один основной цвет. Все остальные цвета по отношению к основному будут его «сучьями, ветвями, листьями, цветами и плодами». При такой схеме можно ощутить связную органичную систему цвета, наподобие той, которой обладает дерево, горная местность, долина реки или любой элемент или объект природы.

В практике современного ландшафтного дизайна используют три основных правила цветовой гармонии, которые помогут вам составить композиции из растений:

  • любой цвет на фоне контрастного воспринимается более насыщенным, сочетание контрастных цветов позволяет повысить общую насыщенность рисунков;
  • при сочетании некоторых цветов уменьшается ощущение их насыщенности, причем тем больше, чем ближе цвета располагаются в цветовом круге;
  • контраст тем сильнее, чем больше различия в светлоте и насыщенности.

Контрасты могут быть цветовыми (сочетание разных тонов при равных яркостях) и яркостными (сочетание различных яркостей, равных по цветности).

Цвета, лежащие на диаметрально противоположных концах цветового круга, являются контрастными (синий — оранжевый, желтый — фиолетовый, голубой — красный, зеленый — пурпурный).

Вообще же цветовой контраст — это преувеличение фактической разницы между одновременными ощущениями. Одновременным контрастом широко пользуются на практике для усиления кажущейся насыщенности цветов, помещая их по соседству с контрастными.

Контрастные сочетания можно получить при увеличении числа дополнительных цветов, вводя на соответствующие места круга зелено-голубой и желто-зеленый.

Контрастировать с ними будут соответственно красный и фиолетовый.

К гармоничным (приятным глазу) цветовым сочетаниям относятся не только контрастные (красный и зеленый, оранжевый и синий, желтый и фиолетовый), но и нюансные сочетания, различаемые по светлоте в пределах одного определенного цвета (бледно-розовый — розовый — ярко-красный).

Если на хроматическом фоне поместить хроматический рисунок, то цвет рисунка как бы суммируется с контрастным фону цветом и воспринимается уже как новый.

Например, на красном фоне оранжевый цвет выглядит как желтый, желтый — зеленеет, а зеленый заметно голубеет. На ярко-зеленом фоне красный и синие цвета приобретают фиолетовый оттенок, желтый становится ближе к оранжевому.

Помимо гармоничных цветовых сочетаний существуют и дисгармоничные (негармоничные).

Негармоничные сочетания, например, красный и фиолетовый, синий и зеленый, красный и оранжевый, необходимо нейтрализовать ахроматическими цветами. Для этого на границе сочетания цветов вводят белый, серый, серебристый, редко — черный.

При покупке строительного материала можно столкнуться с определенными трудностями, поскольку не все люди знают, чем отличается щебень от гравия. Два этих материала представляют собой нерудные материалы, которые очень похожи по внешнему виду друг на друга. Именно по этой причине могут возникать определенные трудности при их выборе. Но, несмотря на это, отличия их довольно существенны, а потому необходимо обладать полной информацией, чтобы подобрать именно тот состав, который потребуется для конкретной ситуации. Если приобрести материалы без предварительного изучения характеристик, есть шанс купить некачественный образец, что приведет к разрушению или порче постройки.

Особенности и характеристики щебня

Щебень представляет собой сыпучий материал, который добывается с помощью дробления или естественного способа. Смесь могут добывать из закрытых и открытых карьеров, после этого он подвергается тщательной очистке. Все эти операции выполняются в зависимости от способа получаемых размеров частиц, или фракции.

Диаметр зерна будет напрямую влиять на цену по которой продают щебень, а также на сферу использования. Щебень подразделяют на несколько разновидностей, но в любом случае это остаётся сыпучим материалом, который имеет примерно одинаковые размеры, формы и химический состав гранул.

Основной характеристикой является способ добычи. От этого будет зависеть теплопроводность, морозоустойчивость, а также адгезия. Щебень может быть:

  1. Гранитный, представляющий собой самый дорогой вариант. Добывается дроблением и просеиванием гранитных пород.
  2. Гравийный щебень – самый популярный вид, который используется в разных видах строительства. Получают из горных пород, имеющих среднюю твердость.
  3. Известняковый щебень – самый дешевый вариант, который получается после переработки добытых кусков известняка. Структура материала довольно пористая, а потому высокие нагрузки не сможет выдержать, но материал имеет хорошую морозоустойчивость.

Как выглядит гранитный щебень

Имеется много основных показателей этого сыпучего материала. Особую роль играет морозоустойчивость, а также радиоактивность щебня. Первый показатель важен, поскольку определяет в каких температурах можно применять различные марки. Второй показатель говорит о том, насколько безопасен материал для человека и окружающей среды. Основными характеристиками являются фракционность и лещадность, поскольку они определяют сферу, а также стоимость, по которой можно продавать материал.

Щебень делят на несколько основных групп по размерам гранул. Мелкие имеют диаметр от 5 до 20 мм, средние – 20-40, крупные – 40-70. Самым универсальным вариантом является мелкий и средний вид.

Щебень ещё делится на несколько групп лещадности -15, 25, 35, и до 50%. Чем меньше этот показатель, тем дороже будет стоить материал.

Особенности и характеристики гравия

Гравий – это осадочная горная порода, состоящая из различных кусков горы, ее обломков. Материал очень гладкий, поскольку вода обмывает края, стачивая их, в породе нет резких выступов. Состав материала может быть очень неоднородным. Можно наблюдать разные виды рассматриваемой смеси, а также горных пород. Именно по этой причине свойства гравия сильно отличаются.

Гравий может быть:

  1. Горный.
  2. Ледниковый.
  3. Водный.

Первая разновидность получается, когда разрушаются горные породы под воздействием различных внешних факторов. Водный добывается в руслах рек, у берегов моря, а также озер. Под воздействием воды куски камней постепенно обтачивается. Последний вид связан с движением ледников. Горные породы перетираются и в результате получается гравий, которые можно использовать в строительных нуждах.

Горный гравий

Классифицируется порода по основным признакам, которые необходимы для эксплуатации и строительства различных сооружений. По размерам частиц гравий разделяется на пять категорий и может достигать 7 см в диаметре. Механическая устойчивость и прочность материала зависит от состава, а также структуры. Этот параметр имеет большое значение, особенно в том случае, если гравий приобретается для строения дорог.

Примеси. К примесям в большинстве случаях относят глину, а также пыль. Большое количество примесей наблюдается в горных породах гравия, а также при собирании в сухих руслах рек.

Специалисты отдельно отмечают содержание различных вредных примесей в составе. Если не обращать внимание на эти характеристики, то качество получаемого бетона сильно ухудшится, а в результате образуется сильная коррозия, от которой в последствии будет проблематично избавиться. Некоторые примеси также могут оказывать негативное влияние на человеческий организм, поскольку они токсичные.

Отличительные признаки щебня от гравия

После изучения отдельных характеристик, можно выяснить, чем отличаются эти два материала.

Несмотря на то, что в применение гравий и щебень очень похожи (материалы используют для декоративных и строительных нужд), но разница между ними существенна, и в первую очередь зависит от происхождения. Гравий, к примеру, добывают и под водой, а не только в горах.

Отличаются гравий и щебень по трем основным параметрам, но имеются еще несколько дополнительных.

Форма

Чтобы изготовить щебень применяют дробление горной породы, а при производстве гравия этого не требуется, поскольку это готовый природный продукт, который формируется под действием естественных процессов. Из этого можно сделать вывод, что гравий будет выглядеть наиболее аккуратным он не имеет острые края. Щебень же, получаемый путем дробления, всегда будет угловатым и неаккуратным по сравнению со вторым видом.

Щебень от гравия отличается по форме и размеру

Размер

Гравий и щебень также отличаются в плане размеров частиц. Имеется даже специальная таблица размеров разного вида щебня. На этот показатель следует обращать внимание при покупке.

Сцепление

Когда материалы используются для строительных нужд, очень важно обращать внимание на сцепление цементного раствора с добавлением этих частиц. Качества можно добиться с применением щебня. Именно его чаще всего используют для возведения фундаментов.

Прочие параметры

К иным характеристикам можно отнести декоративность материалов. Щебень очень сложно использовать для декоративных целей, но при этом он обладает лучшими техническими характеристиками. Щебень имеет неровную структуру, а также непривлекательный цвет и по этой причине именно природный гравий в большинстве ситуаций применяют для декорирования объектов. Также именно гравий обладает большим разнообразием цветов, что и делает его подходящим камнем для украшения. Им выкладывают стены частных домов, бордюры около дорожек, а также внешнюю сторону фонтанов. Щебень обладает однообразием цвета, но что касается гравия, то тут можно разгуляться в этом плане. Гравий является наиболее предпочтительным вариантом, если необходимо украсить ландшафт. Разноцветные гладкие зерна придают более эффектный вид территории, а поэтому щебень для декоративных целей не подходит.

Необходимо отметить, что по стоимости материалы не сильно отличаются, их можно встретить в строительном магазине в одном ценовом диапазоне. Именно по этой причине выбор необходимо делать от поставленных задач, поскольку цена тут имеет второстепенное значение.

Внимательно изучив статью можно разобраться во всех нюансах разобранных материалов и понять, чем отличается гравий от щебня. А поскольку различия довольно существенны, крайне важно разобраться с этим вопросом, чтобы в итоге приобрести необходимый для строительства материал.

Что из себя представляет подушка под ленточный фундамент + правильная технология укладки

Конструкция ленточного фундамента экономична и проста.

В большинстве случаев он образует опору для наружных и внутренних несущих стен, являясь их продолжением в нижней части и опираясь на грунт.

Для уменьшения нагрузок, создаваемых процессами пучения и прочими факторами, между лентой и дном траншеи создают слой песчано-гравийной подсыпки, играющий роль демпфирующей и дренажной прокладки.

Функции песчаной подушки важны, но полного понимания ее роли в строении ленточного фундамента у большинства неподготовленных людей нет.

При самостоятельном строительстве никаких неясных вопросов быть не должно, поэтому о строении и функциях слоя песчаной засыпки следует поговорить особо.

Что представляет собой подушка под ленточный фундамент?

Подушка — это уплотненный слой песчаной или песчано-гравийной подсыпки, образующий ровную и горизонтальную площадку для размещения бетонной ленты.

Она выполняет несколько важных функций:

  • Выравнивание опорной линии.
  • Компенсация нагрузок пучения, создаваемых грунтовыми слоями.
  • Замещение проблемных грунтов, непосредственно соприкасающихся с лентой, на более устойчивые и стабильные слои.
  • Отсечка бетонной ленты от воздействия влаги, предотвращение капиллярного впитывания воды.

Слой отсыпки, более рыхлой по сравнению с окружающим грунтом, позволяет дренировать траншею путем сбора влаги на дне и отвода по системе дренажных труб в специальный колодец.

Кроме того, даже относительно тонкий слой песка способен эффективно компенсировать нагрузки пучения, что особенно заметно на мелкозаглубленных типах ленты.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Параллельно с этим происходит замещение грунтовых слоев, способных запереть грунтовую влагу вокруг бетонного основания, что вызовет впитывание и разрушение материала при замерзании воды.

Нужна ли она

Несмотря на важную и ответственную роль песчаной подушки, нередко звучат доводы против ее использования.

Аргументы, которые приводят противники подсыпки, звучат следующим образом:

  • Как бы тщательно ни трамбовался слой песка, некоторая осадка будет присутствовать в любом случае. Чем толще подушка, тем сильнее осадка, которая создает существенную опасность для ленты из-за своей неравномерности. Из-за этого толщину подсыпки ограничивают — она не должна быть больше, чем трехкратная ширина ленты.
  • Слой песка, засыпанный в траншею, выкопанную в глинистом грунте, станет аккумулятором для влаги. Глина не выпустит ее из углубления, поэтому необходима качественная дренажная система.
  • Слой подушки приходится учитывать при расчете глубины траншеи или котлована, что увеличивает объемы земляных работ и количество вынутого грунта.

Специалисты, имеющие многолетнюю практику, единодушны во мнении, что основной функцией подушки является выравнивание дна траншеи (или котлована). Образовать ровную и горизонтальную площадку одним только рытьем никогда не удается.

Все попытки в этом направлении оборачиваются значительной тратой времени без удовлетворительных результатов, поэтому подсыпка позволяет сократить время подготовки. В отношении дренажа ситуация обычно известна заранее, поскольку гидрогеологическая обстановка на участке анализируется в первую очередь.

Поэтому приоритетная задача подушки — образование ровной и горизонтальной опорной линии на нужном уровне высоты.

Остальные функции песчаной засыпки можно считать дополнительными, хотя и они имеют немалое значение и выполняются вполне эффективно.

Виды

Существует несколько вариантов конструкции подушки под ленту:

  • Песчаная. Представляет собой слой песка определенной толщины, максимально уплотненный и горизонтальный. Распределяет нагрузку от веса ленты и постройки, обеспечивает отсечку от грунтовых вод, позволяет заменить неподходящий грунт на более стабильный и дешевый речной песок. Используется преимущественно для относительно легких построек, под тяжелые и массивные здания такая подушка не используется.
  • Гравийная подушка. Используется слой гравия или щебня, позволяющий значительно увеличить вес постройки. В частном строительстве такой тип подушки используется достаточно широко, поскольку позволяет более плотно утрамбовать слой засыпки и обладает высокой несущей способностью для любых домов. В составе гравийной засыпки песок также присутствует, заполняя полости между более крупными элементами, что делает слой более плотным. Обычно присутствует 60% щебня и 40% песка.
  • Бетонная стяжка (подбетонка). Представляет собой слой заливки из бетона меньшей плотности. Наиболее прочный и надежный вариант подушки, обеспечивающий горизонталь и высокую несущую способность. Применяется для самых тяжелых построек, обходится в значительные суммы.

Выбор наиболее подходящего варианта обусловлен весом будущей постройки, особенностями грунта и прочими факторами. Он производится во время создания проекта, при расчетах фундамента.

Условия, при которых требуется подсыпка

Наличие подушки обязательно при создании мелкозаглубленного ленточного фундамента. Слои грунта, расположенные под лентой, создают нагрузки, выталкивающие основание из траншеи. Подушка принимает на себя эти усилия и в значительной степени компенсирует их.

Дополнительным условием наличия подушки является возможность попадания в траншею грунтовых или дождевых вод. Слой засыпки способствует аккумулированию стоков на дне траншеи, где влага попадает в дренажные трубы и выводится в специальные колодцы или водоемы.

Необходимо учитывать, что песчаная подушка хотя бы минимальной толщины присутствует в любом случае.

Она выравнивает дно траншеи, позволяя получить горизонтальную и ровную плоскость без использования сложных и трудоемких технологических приемов.

Что выбрать, песок или щебень?

Выбор материала для засыпки обусловлен весом постройки. Чем она тяжелее, тем крупнее фракция засыпки должна быть использована. Песчаный слой имеет более заметную осадку, поэтому его чаще всего применяют для каркасных, деревянных домов, построек из ячеистых бетонов и т.д.

Используется чистый речной крупнозернистый песок, не имеющий посторонних (в особенности — органических) примесей или глинистых включений.

Слой щебня имеет большую упругость и несущую способность. Его проще и легче трамбовать, подушка получается более жесткая и надежная. Засыпку из гравия или щебня используют при строительстве домов большей этажности, из тяжелых и плотных материалов.

В чистом виде щебень не применяется, на практике используется ПГС (песчано-гравийная смесь) в соотношении 60% щебня к 40% песка, хотя в некоторых ситуациях объем песка может быть уменьшен или увеличен.

ВАЖНО! Перед засыпкой щебня в любом случае делается промежуточный песчаный слой толщиной около 15-20 см. Это делается для выравнивания основания и создания компенсационного слоя, необходимого для приема нагрузок пучения.

Какая толщина должна быть для различных материалов

Толщина слоя засыпки, рекомендуемая при строительстве ленточного фундамента, зависит от внешних факторов. В расчет принимаются параметры постройки (вес, размеры) и свойства грунта (состав, уровень грунтовых вод, величина морозного пучения). Определение параметров подушки производится при расчете фундамента, это сложная инженерная задача, доступная только подготовленным и грамотным специалистам.

При использовании песчаной засыпки, наиболее распространенная толщина слоя находится в диапазоне 25-60 см. Верхним пределом толщины слоя принята трехкратная ширина ленты, но до таких значений обычно никогда не доходит.

Материал укладывают послойно, по 20 см и тщательно уплотняют. Для увеличения плотности трамбовки подушку смачивают водой.

Подушка из щебня может состоять из разных видов материала:

  • Известняковый.
  • Гравийный.
  • Гранитный щебень.

Наиболее востребованная фракция — 20-40 мм. Минимальная толщина слоя — 25 см. Укладывается на песчаный подготовительный слой 15-20 см, что необходимо учитывать при расчете глубины траншеи.

Песок увлажняется и тщательно трамбуется, после чего производится укладка щебня с увлажнением и трамбовкой.

Все работы выполняются с максимальной тщательностью.

Плотность слоя подсыпки согласно СНиП должна составлять не менее 1,6 т/м3, что требует использования строительной техники (или, как минимум, усердной работы ручной трамбовкой или катком).

Технология укладки

Рассмотрим порядок действий при создании подушки под ленточный фундамент. Для большей информативности следует обратиться к ленточному фундаменту под массивный двухэтажный коттедж из штучных материалов (кирпича).

Его вес достаточно велик, чтобы использовать гравийную подушку.

Необходимо выполнить следующие этапы работ:

Песчаная засыпка

Это самый нижний слой, обеспечивающий горизонталь и ровную поверхность. Он имеет толщину 15-20 см, засыпается и выравнивается по горизонтали. Производится тщательная трамбовка с поливом водой до появления максимальной плотности.

Распространенным методом контроля качества уплотнения песка является ходьба по поверхности засыпки — если следов не остается, работа выполнена качественно. Некоторые источники предлагают под песчаную засыпку укладывать слой бутового камня.

Рекомендация сомнительная, так как песок заполняет промежутки между крупными обломками и сложнее трамбуется, что впоследствии проявится в виде увеличенной осадки фундамента.

Засыпка щебня

Укладка материала производится послойно, минимальная толщина засыпки составляет 25 см. При укладке материал тщательно выравнивается по горизонтали и трамбуется с увлажнением и использованием строительной виброплиты.

Наличие песка в массе щебня позволяет получить более плотный слой, допускающий качественную трамбовку. Основная задача — постоянный контроль горизонтали поверхности слоя засыпки. Если не проверять состояние и уровень, то можно получить волнистый слой с заметным уклоном, что недопустимо.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Проверка производится строительным или лазерным уровнем с немедленным исправлением обнаруженных перекосов или неровностей.

Выравнивающий слой

После окончания укладки и трамбовки слоя ПГС производится повторная засыпка относительно тонкого (около 5 см) слоя песка. Он выполняет функции выравнивания и «запечатывает» поверхность слоя щебня, образуя плотную и гладкую поверхность для укладки геотекстиля.

Этот материал необходим для исключения утечек воды при заливке подбетонки (если она планируется), либо при заливке основной ленты. Материал укладывается на уплотненный выравнивающий слой с заходом на стены траншеи, чтобы залитый бетон оказался в ложбине и вода из него не уходила в грунт.

При заливке основной ленты слой геотекстиля служит дополнительной защитой от утечек на случай, если арматурный каркас порвет гидроизоляционную пленку.

Полезное видео

В данном видео вы узнаете, как правильно сделать подушку под ленточный фундамент:

Создание песчаной подушки под ленту является важным и необходимым этапом строительства ленточного фундамента. Основной задачей является понимание смысла всех действий и соблюдение технологии строительства, результатом чего станет прочная и надежная опорная поверхность.

Необходимо выбирать качественный материал, экономия на создании элементов фундамента недопустима. Это позволит снизить осадку и создать надежное и стабильное основание.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *