Вредные и полезные насекомые

Виды жуков. Классификация, особенности строения и поведения, название и фото видов жуков

Когда появились эти существа на нашей планете, точно не выяснено. Но есть предположение, что произошло это тому назад около трёх миллионов столетий. Жуки, именуются также жесткокрылыми, относятся к насекомым, чьи хрупкие крылья, предназначенные для полёта, сверху защищены жёсткими надкрыльями.

Подобные организмы, согласно современной классификации, выделяются в собственный одноимённый отряд. На сегодняшний день они распределены биологами на более чем две сотни семейств и почти в 393 тысяч разновидностей, около трёх тысяч из которых считаются вымершими. Но прежде чем представить жуков разных видов, необходимо перечислить их общие черты.

Тело жесткокрылых делится на три основных части. Передней из них является небольшая по сравнению с прочими отделами головная капсула, с расположенными на ней усиками, органами зрения, а также направленными вперёд, иногда вниз ротовыми образованиями жующего или грызущего типа.

Голова жуков без выраженных признаков шеи сразу крепится к груди, в некоторых случаях даже врастая в её переднюю часть. Упомянутый второй отдел сам состоит из трёх сегментов. А задней, самой большой частью является брюшко. Три пары ног этих существ, составленные из члеников, как правило, отлично развиты. Лапки же на конце обычно снабжены двумя коготками, а также иногда снизу покрыты щетинками.

Описанным образом устроены взрослые жуки, по-другому именуемые имаго. Чтобы достичь такого состояния, подобные насекомые проходят несколько ступеней развития. Из отложенных маленьких яичек они трансформируются в личинки, которые в своём формировании проходят несколько стадий, потом окукливаются и превращаются во взрослых особей.

Таковы общие особенности строения и развития подобных живых, весьма древних организмов, густо населяющих все континенты планеты, исключая Антарктику и другие области с особенно суровым климатом. Но чтобы представить всё их многообразие, пришло время перечислить названия видов жуков и дать каждому из типов свои характеристики.

Жужелицы

Эти существа относятся к подотряду плотоядных жесткокрылых и образуют в массе своей многочисленное семейство, одних только разновидностей в котором учёные насчитывают около 25 тысяч, хотя существует предположение, что на Земле их обитает в два раза больше. При этом около трёх тысяч разновидностей встречаются в России.

Это очень крупные жуки, величина которых доходит до 6 см, но по большей части составляет около 3 см. По цвету в основном они тёмные, нередко с металлическим, иногда радужным отливом. Впрочем, окрасы видов отличаются разнообразием, как и форма их тел. Большинство из разновидностей имеют слаборазвитые крылья, а потому почти не летают, зато в беге развивают немалые скорости.

Чаще всего это хищники, а потому питаются червями, бабочками, улитками, слизнями и лишь немного растительной пищей. На охоту жужелицы выходят по ночам и особенно активными становятся в пасмурные дни тёплых месяцев. Основной средой их обитания оказываются верхние слои почвы, в редких случаях их можно увидеть на деревьях и других растениях.

Самими прожорливыми слывут золотистые жужелицы, обитающие в Европе и центральной Азии. Они любят лакомиться непарным шелкопрядом, и поедая этого вредителя культурных насаждений, приносят несомненную пользу. Фиолетовая жужелица тоже славится хорошим аппетитом, чем весьма полезна.

Основной цвет таких жуков тёмный, но с фиолетовым окаймлением, от того-то вид и получил указанное название. А вот хлебная жужелица – любительница основательно обгрызть прорастающие зёрна хлебных культур. Этим она наносит страшный урон урожаю, ввиду указанного считается вредителем.

Вертячки

Это семейство водяных жуков небольшого размера (в средне около 6 мм) насчитывает в себе несколько сотен разновидностей, по большей части обживающих тропические водоёмы, но встречаются такие жесткокрылые и в северных областях, в частности в пресных водоёмах вблизи Черноморского побережье, в Швеции, Норвегии, Испании. А пара десятков видов обитает в России.

Такие жуки, как и предыдущие, относятся к подотряду плотоядных и кормятся мелкой водяной живностью, причём не только живой, но и мёртвой. Их способ переваривания пищи весьма интересен, ведь основные процессы происходят не внутри, а вне их тела. Вертячки впрыскивают ферменты в свою добычу, чем растворяют её, а потом только всасывают.

Форма тела таких существ овальная, выпуклая; окрас преимущественно чёрный, блестящий. По поверхности воды они передвигаются энергично, быстро, держатся группами, постоянно без отдыха описывая круги и водя хороводы, за что жуки и получили своё название. И лишь только предчувствуя угрозу, они ныряют в воду.

Кроме того, они умеют летать, так как наделены от природы перепончатыми, неплохо развитыми крыльями. За неутомимость данным водоплавающим насекомым присвоено звание самых быстрых пловцов среди себе подобных. Наиболее крупные виды таких организмов встречаются в Восточной Азии, представители их могут вырастать до размера в два и более сантиметра.

Божьи коровки

Какие виды жуков в России наиболее узнаваемы? Божьи коровки знакомы нам с детства и распространены не только у нас, но и по всему миру. Всего данных существ известно около 4 тысяч видов, которые объединяются в семейство божьих коровок. Средой их обитания являются самые разные типы растений. Одни разновидности проводят свою жизнь на деревьях и кустарниках, другие на полевых и луговых травах.

Будучи представителями подотряда плотоядных жуков, такие полезные существа размерами приблизительно в 5 мм известны как уничтожители тли. От своих врагов они защищаются, выпрыскивая жёлтую, неприятного запаха, ядовитую жидкость, своеобразное молочко. Считается, что именно за эту особенность данные насекомые были названы коровками.

Расцветка их всегда яркая. Надкрылья обычно имеют насыщенные красный или жёлтый цвета, но иногда коричневый, синий, чёрный, к тому же украшены точками, количество и оттенок которых может быть различным. Представители данного семейства также относятся к видам летающих жуков.

Жук-плавунец

Это подводный хищный жесткокрылый, обживающий стоячие глубокие воды с обильной растительностью. В данной среде для таких плотоядных существ всегда имеется огромный запас еды, то есть разнообразной живности. Иногда эти создания выбирают в качестве своих жертв даже мелких рыб и тритонов.

Кстати, поймав, они способны с удивительной прожорливостью и быстротой поглотить их. Весьма опасны также личинки таких жуков. Они запускают в своих жертв хищные жвала, по каналам которых пропускают пищеварительный сок, а назад всасывают уже годную для употребления пищу в переваренном состоянии.

Многочисленные виды таких жуков объединяются в семейство плавунцов. Один из его представителей имеет плоское, овальное, сверху тёмно-зелёное тело, по краям окаймлённое желтизной, потому и называется вид «плавунец окаймлённый». Задняя пара ног его усеяна волосками и имеет веслообразную форму.

А само тело по строению напоминает подводную лодку: оно закруглённое, гладкое и плоское. Таким образом сама природа позаботилась о том, чтобы эти существа, длиной не более 5 см, чувствовали себя вольготно в водной стихии, двигаясь там энергично и проворно. Но по суше такие насекомые тоже способны передвигаться. На участки близ водоёмов они попадают обычно по воздуху, используя крылья.

Колорадский жук

Так уж повелось, что плотоядные типы жуков по большей части считаются полезными, потому что употребляют в пищу мелких вредителей из числа сородичей-насекомых. И чем ненасытней хищник, тем он приносит больше пользы. Конечно, ведь судим-то мы с точки зрения нас, людей.

А вот жуков-вегетарианцев, к примеру, членов семейства листоедов, человечество невзлюбило, особенно представителя одного из его видов – колорадского жука. Дело в том, что взрослые особи этих насекомых, наравне с личинками, с ненасытной прожорливостью поедают листья баклажанов, томатов, перцев, но особенно облюбовали картофельные грядки.

Эти страшные вредители, величиной не более сантиметра, превратились в жестоких захватчиков наших территорий совсем недавно. Видно, были завезены в Россию случайным образом. Родом эти иноземцы из Нового света, точнее из Мексики, где изначально питались листьями табака и диких паслёновых.

Позднее, приспособившись лакомиться картофельными посадками колонистов, постепенно стали распространяться на север в США, в частности сильно понравилось им в Колорадо. От того-то жуки и называются таким образом. Голова и грудь таких насекомых оранжевые с тёмными отметинами. Тело блестящее, вытянутое, овальное.

Надкрылья украшены чёрными продольными полосками. Узнав этого страшного жука по его приметам, огородникам следует немедленно принимать меры и энергично бороться с ужасным агрессором. Ведь размножаются колорадские жуки быстро.

И настолько прожорливы, что практически полностью съедают картофельные кусты, причём не только листья. А уничтожив всё, они расправляют свои крылья и благополучно путешествуют в поисках новых, богатых едой мест, завоёвывая всё новые участки.

Ложный картофельный жук

Описанные выше переселенцы из Колорадо в своём семействе являются самостоятельным видом, который не имеет разновидностей. Но в природе водятся очень похожие на них жуки, практически братья-близнецы, с тем лишь отличием, что особого вреда картофелю и прочим огородным растениям не наносят.

Они тоже питаются паслёновыми, но не культурными, а сорняками. Но прозваны картофельными жуками, только ложными. Просто они действительно весьма похожи на известных нам страшных американских вредителей, равно как и их личинки. Только краски их одеяния не столь яркие, а заметно более блеклые. Надкрылья почти белые, но отмечены теми же продольными полосками.

Жуки древоточцы

Ещё один тип жуков-вегетарианцев превратился в страшных врагов человечества. И неудивительно, ведь это не только уничтожители садовых деревьев, но и страшные разрушители деревянных построек и мебели, ведь кормятся они древесиной.

Перечислим наиболее известные виды жуков древоточцев, а также расскажем подробнее об их неблаговидной деятельности. Вот они:

1. Усач домовой, представитель семейства усачей, получивший к тому же прозвище домового дровосека, является так называемым техническим вредителем, потому что редко наносит вред живым деревьям, а только срубленным и спиленным. Он водится лишь в сухой, мёртвой древесине по большей части хвойных пород. Взрослые жуки размерами обычно бывают около 7 мм и более. Они имеют продолговатое, закруглённое сзади тело, чаще всего тёмно-коричневого оттенка, снизу покрытое стоячими, светлыми волосками.

В процессе своей жизнедеятельности подобные любители древесины, прокладывают в ней извилистые лабиринты, где оставляют свои продолговатые, белёсого оттенка яйца. Те деревянные предметы, где поселяются такие жуки, спустя некоторое время покрываются похожим на муку налётом, далее приходят в негодность и разрушаются;

2. Капюшонники – это тоже целое семейство древесных вредителей. Представители его – жучки, размерами примерно в полтора сантиметра. В Европе более всего распространена разновидность, имеющая чёрную переднюю часть и красную заднюю.

В Аравии и Африке особенную известность получила другая: коричневого цвета с выступающими вперёд грудными отростками, похожими на рога. Всё семейство включает в себя около 7 сотен видов. Большинство из них живут в тропиках;

3. Представители семейства сверлильщиков славятся шириной проделываемых ими ходов, за что и получил своё прозвище. Самыми притягательными для них древесными породами являются орех и дуб. Интересно, что питаются подобные жуки не самой древесиной, а грибковой плесенью, для роста которой создаются благоприятные условия из-за проникновения в повреждения влаги. Чаще всего жуки бывают красноватого оттенка. Они имеют очень удлинённые, тонкие тела, длиной в среднем около 1 см;

4. Точильщики – ещё одно семейство древесных вредителей. По большей части это красновато-коричневые жучки, величиной не более сантиметра с гребенчатым устройством усиков. Питаются они как мёртвой, так и живой древесиной, иногда заводятся в продуктах питания и лекарствах. В процессе жизнедеятельности издают весьма странные, сходные с тиканьем часов, звуки, по которым можно распознать поселение неприятных гостей;

5. Короеды – это подсемейство в семействе долгоносиков. Всего видов жуков короедов насчитывается примерно 750 по всему миру, а в Европе – более ста. Это небольшие тёмно-коричневые существа, по размеру самые крупные из них достигают 8 мм, но есть и очень мелкие, всего лишь миллиметровой величины.

Они способны поражать живые деревья, даже стебли некоторых трав, глубоко проникая в их ткани. Если они заводятся в мёртвой древесине, то только не в сухих, а в сырых дровах. Некоторые разновидности распространяют споры грибковой плесени, что служит впоследствии кормом для их личинок.

Обитают такие организмы в тропиках, а также в областях с умеренным климатом, в том числе и в Европе. Часто полчища жуков становятся настоящим стихийным бедствием, уничтожая на своём пути буквально всё деревянное.

Майские жуки

Эти жесткокрылые насекомые относятся к числу достаточно крупных, достигающих в длину не менее 2 см, в отдельных случаях более 3 см. Они получили своё название от того, что появляются и начинают активно летать в тот период года, когда весенняя природа расцветает пышным цветом, пригреваемая ласковым светом майского солнца.

Жуки имеют овальное по форме, красно-бурое или чёрное по цвету, усыпанное волосками тело, в некоторых случаях слегка отливающее зелёным, иногда с желтоватыми надкрыльями.

Подобные насекомые, если численность их велика, могут наносить немалый вред культурным и диким растениям, поедая их молодые побеги. Личинки их весьма прожорливы и кормятся корнями деревьев и кустарников. Видов майских жуков насчитывается около 63. И все они объединяются в род с тем же названием.

Жук-пожарник

Этот представитель семейства мягкотелок к тому же носит название «мягкотелка деревенская». Всё потому, что покровы его тела в отличие от сородичей по отряду не хитиновые твёрдые, а мягкие, также, как и гибкие слабые надкрылья. Если бы не выделяемые этими существами ядовитые вещества, то плохо бы им пришлось в подобном облачении, столь мало способном защитить от недремлющих врагов.

Такие жуки обладают удлинённым, величиной до 2 см телом, снабжённым спереди членистыми нитевидными усиками. Они имеют пожарную расцветку, то есть окраску, где тёмные тона контрастно сочетаются с яркими оттенками алого.

Это хищники, которые охотятся за мелкой добычей, умерщвляя её с помощью мощных ядовитых укусов и поглощая. И раз эти существа опасные плотоядные, то для человека становятся полезными. А садоводы стараются привлечь подобных насекомых на свои участки. Пожарники уничтожают жуков-листоедов, гусениц, тлю и прочих вредителей.

Коровка-убийца

Мы упомянули уже достаточно видов чёрных жуков. Такого цвета могут быть жужелицы, вертячки, некоторые усачи и майские жуки. И даже только что описанный жук-пожарник и то имеет в своём наряде обширные тёмные участки.

Но вот чёрного цвета божьих коровок у нас мало кто видел. Однако, они есть. Это разновидность азиатской коровки. Она может оказаться чёрной, украшенной красными точками, бывает также жёлто-оранжевой с многочисленными расплывчатыми пятнами чёрного цвета.

Такие существа обычно крупнее остальных сородичей-коровок, размерами около 7 мм. Им дано прозвище коровки-убийцы, потому что в среде насекомых они являются страшными и ненасытными хищниками. Мы уже заметили, что плотоядные виды жуков, как правило, бывают полезными.

И здесь можно предположить, что чем активней хищник, тем позитивней его деятельность для человека. Так же примерно четверть века назад подумали и американцы. Но они ошиблись, завезя на свои земли азиатскую коровку, в надежде, что она станет успешным уничтожителем назойливой мошкары и тли.

Дело в том, что такие коровки, получившие название «арлекин», помимо вредных насекомых пожирают своих собратьев, других видов коровок, весьма полезных и ценных. Более того, они повреждают виноград и ягоды. Теперь, поняв свою ошибку, с ними борются, однако, бесполезно, потому что опасный вид распространяется всё шире.

От него пострадали уже европейские страны, в частности Бельгия, Франция, Голландия. Зимой азиатки забираются в жилища человека, вызывая у хозяев аллергию. А надёжных средств борьбы с коровками-убийцами пока не придумано.

Жук-геркулес

Этот житель Нового света, в частности тропических лесов Карибских островов, а также южной и центральной части Американского континента, славится своими замечательными параметрами. Именно благодаря им он стал среди жуков планеты рекордсменом по размерам. Величина его в пределе может составлять до 17 см. Подумать только, лишь его гигантские крылья способны отличиться размахом в 22 см.

К тому же внешний облик жука геркулеса весьма необычный. Передняя часть тела – чёрная, блестящая. Голову самцов украшает огромный, устремлённый вперёд верхний рог, снабжённый зубцами.

Имеется и второй, поменьше, расположенный ниже и выходящий от переднеспинки. Тело жука слегка волосатое, но такая растительность достаточно редкая, по цвету рыжая. Надкрылья бывают разного оттенка: оливкового, жёлтого, бурого, иногда серо-голубого.

Жук получил своё название не только за выдающуюся величину, он обладает грандиозной силой. Но гиганты достаточно безобидны для окружающих и человека. По большей части они питаются древесной жухлой корой, опавшими листьями, слегка подгнившими фруктами и другой, претерпевшей изменения органикой, чем приносят пользу экосистеме.

Рога же жукам нужны для драк с себе подобными, ведь по отношению к прочим геркулесам они настроены весьма воинственно. Они дерутся за сферы влияния, за место в социальной иерархии, но более всего из-за самок. И в драке за последних способны весьма сильно покалечить и даже убить соперников.

Жук-голиаф

Продолжая описывать виды больших жуков, необходимо упомянуть и это африканское насекомое. Размеры данных существ несколько поменьше, чем у предыдущих героев, длина их в среднем составляет около 10 см. Однако, среди жуков в мировом масштабе они в списках чемпионов по весу, доходящему до 100 г.

Окраска таких жуков по большей части чёрная, украшенная сложным белым узором, бывают коричнево-серые экземпляры с чёрным рисунком. Большую часть жизни такие жесткокрылые проводят в воздухе. Питаются они перезрелыми фруктами, цветочной пыльцой и древесным соком.

Данный род жуков имеет пять видов и состоит с майскими жуками в самом близком родстве. Единственным и главным врагом таких замечательных насекомых в природе является человек. А самое большой опасностью становится возможность оказаться у энтомолога в коллекции.

Жук-слон

Ещё один гигант, вырастающий в особых случаях до 12 см. Тело таких существ преимущественно тёмное, но коричневый оттенок их окрасу предают указанного цвета волоски. У самцов от головы вперёд растёт большой, загнутый кверху, чёрный рог. Некоторым он кажется похожим на слоновий бивень, потому-то жука и наградили подобным наименованием.

Это житель американских тропиков, обитающий в лесах Венесуэлы и Мексики. Несмотря на размеры, такие насекомые прекрасно летают. Питаются они примерно таким же образом, как и предыдущие братья-гиганты. Кстати, все троя великанов принадлежат к семейству пластинчатоусых.

Жук-олень

Внешний вид жука, которого пришло время представить, тоже весьма необычен, а размеры его велики. Правда данное насекомое-олень причисляется уже к другому семейству, называемому «рогачи». Подобное наименование неслучайно, потому что самой замечательной чертой облика жука-оленя является пара огромных рогов, весьма смахивающих на оленьи.

Величина данных жесткокрылых доходит до 9 см. На мировой рекорд это не тянет, но вот на первенство в европейском масштабе насекомые с такими параметрами вполне могут претендовать. Встречаются они в Европе, Азии, Африке, населяют лесные массивы, а потому вырубка деревьев существенно влияет на численность их популяции.

Личинки жука взращиваются на мёртвой древесине, которая служит им кормом. Но в отличие от древесных вредителей, их интересуют только гнилые пни, стволы и ветки. А потому вреда от их жизнедеятельности не существует никакого.

Светляки

Представители данного многочисленного семейства – ночные жуки. Они обладают интересной особенностью, потому что светятся в темноте. А причиной всему являются окислительные реакции в органах, расположенных внизу брюшка насекомых и называемых лантернами, иногда они распространены по всему телу.

В свечении задействованы также внутренние световые отражатели. Причём процесс этот управляем мозговыми нервными импульсами. Светляки способны не только «зажигаться» и «выключаться», а по собственному желанию регулировать яркость своих «лампочек».

Таким образом они метят территорию, отпугивают врагов, призывают половых партнёров, доводят до сведения сородичей свои желания и намерения. Световые сигналы могут быть зелёными, красными, синими. А частота их во многом зависит от индивидуальных и видовых особенностей, а также от параметров окружающей среды.

А в остальном светляки по строению похожи на прочих жуков. Они имеют продолговатое, плоское, поросшее волосками, по цвету бурое, коричневое или чёрное тело; верхние защитные и нижние нежные крылья, дающие возможность летать; гребенчатые, составленных из члеников, усики; крупные глаза; грызущего типа ротовые образования, атрофированные у взрослых особей, так как они ничем не питаются в отличие от личинок.

Но есть и исключения, ведь самки некоторых видов по облику напоминают тёмно-бурых червяков, бескрылых и с шестью лапками. В заключение заметим, что представленные виды жуков (на фото можно увидеть, как они выглядят) являются лишь небольшой частью из существующих в природе.

Ведь жесткокрылые настолько распространены по планете и многочисленны, что даже сами учёные не имеют представление о количестве их видов в природе. Можно лишь предполагать, что открыты они далеко не все и многим из них ещё не дано описание.

Конспект урока развития устной речи на тему «Насекомые вредные и полезные» (4 класс)

КОУ «Шербакульская адаптивная школа-интернат»

Урок

развитие устной речи

«Насекомые вредные и полезные»

Подготовила: Сазонова Лариса Александровна,

учитель начальных классов

Шербакуль

Май, 2016

Класс: 4

Тема: Вредные и полезные насекомые

Цель: познакомить учащихся с понятиями «вредные» и «полезные» насекомые, научить их классифицировать по данному признаку

Задачи:

— обобщить и расширить знания учащихся о насекомых;

— познакомить учащихся с понятиями «вредные» и «полезные» насекомые,научить их классифицировать по данному признаку;

— расширить словарный запас учащихся;

— воспитывать бережное отношение к насекомым;

— коррекция устной речи.

Оборудование: оформление доски, презентация, карточки.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

(слайд №1)

— Начинаем урок развитие устной речи. Посмотрите, чтобы у вас было всё готово к уроку.

2. Психологический настой.

(слайд №2)

Сотвори в сердце солнце.

Закройте глаза. Представьте, Весна. Пришёл месяц май. Вся природа очнулась ото сна. Распускаются первые листочки. Повсюду слышна птичья трель. Порхают разноцветные бабочки. Ярко светит солнце. Оно обогревает всех с любовью. Давайте и мы сотворим в своём сердце солнце. Представьте в своём сердце маленькую звёздочку. Мысленно направьте к ней лучик, который несёт любовь. Вы чувствуете, как звёздочка увеличилась. Направьте лучик, который несёт мир. Звёздочка опять увеличилась. Направьте лучик с добром, звёздочка стала ещё больше. Вы направляете к звёздочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность и ласку. Теперь звёздочка стала большой как солнце. Оно несёт тепло всем, всем, всем! Откройте глаза. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и подарите лучик радости и добра из своего сердца!

— Вот с этим хорошим настроением мы начнём наш урок. И отправимся на лесную полянку.

  1. Речевая гимнастика.

(слайд №3)

— Предлагаю начать наш урок с речевой гимнастики.

(хором)

Прилетела к нам вчера

Полосатая пчела.

А за нею – паучок

И весёлый мотылёк,

Два жука и стрекоза

Как фонарики глаза.

Покружились, полетали….

От усталости упали….

4. Сообщение темы и цели урока.

— Посмотрите на рисунок и найдите тех представителей животного мира, которых вы встретили в стихотворении?

(пчела, паук, мотылёк, стрекоза, жук – божья коровка, жук-долгоносик)

— Как можно назвать их одним словом?

— Это насекомые.

— Как вы думаете, может ли окружающий мир обойтись без насекомых?

(ответы детей)

— А пользу или вред они приносят окружающему миру?

(ответы детей)

(слайд №4)

— Как вы считаете, какая будет тема нашего урока?

Тема: Насекомые вредные и полезные.

— Тогда давайте попробуем сформулировать цель нашего урока.

Цель урока: узнать новое о насекомых, уметь различать вредных и полезных насекомых.

— Мы с вами уже знаем, что в мире очень много насекомых. Они бывают совсем маленькими и большими. Одни летают, другие ползают или прыгают. Одни живут несколько лет, другие — один день. Одни – полезные, другие – вредные.

— Сегодня мы повторим то, что знаем о насекомых, а также узнаем, на какие две группы можно разделить насекомых, будем учиться работать в парах, обсуждать различные задания и оценивать себя.

(слайд №5)

— На партах у вас лежат листы самооценки, в которых по мере выполнения заданий мы будем оценивать себя. Если вам будет всё понятно, вы будете делать отметку зелёным кругом, если вам не всё было понятно, возникли затруднения – жёлтый круг, если вам ничего не было понятно – красный.

1 задание

2 задание

3 задание

4 задание

задание

Количество баллов

Оценка

— всё понятно, ошибок нет (5 баллов)

— понятно, но не всё, возникли затруднения (1-2 ошибки) (4 балла)

— ничего не понял (3-4 ошибки) (3 балла)

5. Изучение нового материала.

а) знакомство с внешним видом насекомых

— Ребята мы вспомнили уже несколько насекомых. А каких ещё насекомых вы знаете?

(ответы детей)

— Правильно. Вы много назвали насекомых. А как вы отличаете их от других представителей фауны?

— По внешнему виду.

— Совершенно верно. Различать насекомых, от других представителей фауны можно по внешнему виду.

Цель: Предлагаю, посмотрите внимательно на представленных насекомых, и попробуйте определить их части тела.

(слайд №6)

(ответы детей)

— У насекомых есть: туловище (грудь и брюшко), голова, усики, крылья (не у всех) и шесть ног.

(слайд №7)

— Насекомые – это самая большая группа животных. Существует целая наука, которая изучает насекомых, называется она «энтомология».

— А вы знаете, почему этих животных назвали «насекомые»?

(ответы детей)

— Слово «насекомые» переводится с латинского как «имеющий насечки», «тот, кто имеет надрезы». Если вы внимательно присмотритесь к насекомым, то увидите, что их туловище как бы разделено на три части (голова, грудь, брюшко), брюшко и ноги имеют насечки и даже на крылышках имеется жилкование.

— Итак, что нового мы узнали о внешнем виде насекомых? И почему их так назвали?

(слайд №8)

б) Игра «Проверь себя»

(работа в парах)

— Предлагаю проверить, как хорошо вы запомнили части тела насекомых. Работать вы будете в парах. На партах у вас лежат карточки №1. Вам нужно будет соединить стрелочками части тела насекомого с названием этой части.

(выполняют работу)

— Проверяем.

(ответы детей)

— Оцениваем. В графу задание 1 выставляем баллы.

(оценивают)

(слайд №9)

Физминутка

Чок–чок, каблучок! (Потопать ногами)

В танце кружится сверчок.( Покружиться)

А кузнечик без ошибки исполняет вальс на скрипке. (Движения руками, как при игре на скрипке)

Крылья бабочки мелькают (Движения руками, как крыльями)

С муравьем она порхает. (Покружиться )

Под весёлый гопачок лихо пляшет паучок. (Танцевальные движения)

Звонко хлопают ладошки! (Похлопать в ладоши)

Всё! Устали наши ножки! (Тихо сесть)

б) вредные и полезные насекомые

(работа в парах)

— Как вы думаете, пользу или вред приносят насекомые? Почему?

(ответы детей)

— Сейчас, я предлагаю выяснить: вред или пользу приносят насекомые.

— Работать вы будете в парах. У каждой пары есть карточка с описанием жизни насекомого. Прочитайте и определите вред или пользу приносит данное насекомое, где его нужно расположить в нашей таблице.

Вредные насекомые

Полезные насекомые

Колорадский жук

Я – гость заграничный. Прилетел к вам из далёкой Америки, штат Колорадо. Очень люблю поедать траву молодого картофеля, томатов, баклажанов и других растений. Хотя, окраска у меня яркая, оранжево-чёрная, птицы меня не трогают. Единственный мой пернатый враг – фазан. Но он живёт не везде.

Муравей

Я- муравей. Нас называют лесными санитарами. Мы уничтожаем вредных насекомых, которые наносят вред лесу. Муравьи одного гнезда за день уничтожают 15 тысяч насекомых. Чтобы добыть такое число насекомых, дятлу приходится трудиться 20 дней. Не разоряйте муравейник! Мы друзья людей!

Тля

Я – тля, очень маленькое насекомое, но меня боятся, все растения. Я истощаю их, высасывая соки, и загрязняют своими выделениями листья, как бы душу растения. Листья от этого скручиваются и засыхают.

Пчела

Я — пчела даю мёд. Натуральный мед и пчелиный яд обладают ценными целебными свойствами. Также опыляю растения. Но от моих укусов погибают многие животные, птицы и звери. Вот ёж совершенно не реагирует на мой укус.

Божья коровка

Я – божья коровка, только на первый взгляд кажусь безобидным жучком, а на самом деле я – страшный хищник. Я быстро бегаю по веточкам и листочкам в поисках еды. Моя еда – тли, клещи, личинки колорадского жука и другие вредители. Аппетит у меня хороший – за день я могу съесть 200 тлей.

(дети определяют место насекомых в таблице и обосновывают свой ответ)

Комар (читает учитель)

Я – комар. Кто из вас не проклинал наше надоедливое комариное племя? Особенно на природе, где атаки крылатых кровопийц вполне способны погубить все очарование тихого летнего вечера. Да и в городе от нас порой житья нет. Но массы личинок комара, живущих в воде прудов и озер, служат там одним из главных источников питания рыб, особенно молодой рыбёшки.

— Ребята помогите мне определить место комара в нашей таблице. Какое это насекомое, вредное или полезное?

(предположения детей)

— Чаще всего, мы оцениваем вредность или полезность насекомого с точки зрения человека, но иногда насекомые приносят вред человеку, а для природы – пользу.

— Можно ли однозначно обо всех насекомых сказать приносят они пользу или вред? Почему?

(ответы детей)

— Так и комар, для человека это вредное назойливое, жалящее насекомое, от которого остаётся раздражение на коже, комар является переносчиком инфекция, а для природы – это полезное насекомое, личинками которого питаются рыбы. Поэтому предлагаю сделать третью колонку в нашей таблице и поместить комара туда.

— Как вы думаете, а правильно ли было уничтожить всех вредных насекомых? Почему?

(ответы детей)

Вывод: Есть насекомые, которые приносят только пользу; есть насекомые, которые приносят только вред, а есть насекомые, которые могут приносить и пользу и вред.

— Оцените сою работу. В графе 2 задание выставляем баллы.

(оценивают)

в) Игра «Потопаем – похлопаем»

— Предлагаю вам проверить, как хорошо вы поняли, какую пользу, и какой вред способны приносит насекомые.

— Если я буду говорить о пользе, вы хлопайте в ладоши, если о вреде, тогда топайте ногами:

— Собирают мёд; (хлопают в ладоши)

— Едят вредных насекомых; (хлопают в ладоши)

— Являются пищей для других представителей животного мира;(хлопают в ладоши)

— Переносят заразные заболевания; (топают ногами)

— Доставляют радость и хорошее настроение; (хлопают в ладоши)

— Поедают молодую зелень; (топают ногами)

— Дают сырье для лекарств;(хлопают в ладоши)

— Опыляют растения;(хлопают в ладоши)

— Поедают останки погибших животных. (хлопают в ладоши)

— Молодцы! Вы хорошо усвоили, какую пользу и вред приносят насекомые.

— Оцените свою работу. В графе 3 задание выставляем баллы.

(оценивают)

6. Закрепление изученного материала.

(слайд №10)

а) классификация вредных и полезных насекомых

— А теперь я предлагаю вам поработать самостоятельно и проверить свои знания. На карточках у вас изображены представители животного мира. Я буду загадывать вам загадки, а ваша задача: найти насекомого, о котором идёт речь и если оно полезное, обвести его зелёным цветом, а если вредное – красным.

С листьев тлю она съедает,

Следить за садом помогает.

Вот она взлетела ловко.

Это – (божья коровка)

Над цветком она летала,

И пыльцу из цветов собирала.

Полосатая она.

И зовут её…(пчела)

Хоть имеет много ножек,

Все равно бежать не может.

Вдоль по листику ползёт,

Бедный листик весь сгрызёт.

(гусеница)

Очень мелкие они,

Для листов они враги.

Сок из листьев выпивают,

Листья вянут, засыхают.

(тля)

Кто работает с утра:

Строит дом, несет дрова,

Тащит целый воз еды,

Мало ест, не пьет воды,

У него полно друзей.

Тот работник… (муравей)

Этот жук их Колорадо,

Есть картошку обожает.

Налетит он если тучей,

Все листочки вмиг съедает.

(колорадский жук)

— Выполним проверку. Назовите вредных насекомых, которых вы обвели красным цветом. Назовите полезных насекомых, которых вы обвели зелёным цветом. Вы проверили, как вы запомнили вредных и полезных насекомых.

— Оцените свою работу. В графе 4 задание выставляем баллы.

(оценивают)

(слайд №11)

б) дополни предложения

— Следующее задание заключается в том, чтобы составить предложения. Работать будем по группам. 1 и 2 группы должны дополнить предложения по смыслу. В левом столбике начало предложения, в правом — иллюстрации насекомых, соедините их стрелочкой, чтобы предложение было верным.

Строит муравейник

.

Стрекочет в траве

Собирает нектар с цветов

Плетёт паутину

(слайд №12)

— Ребята 3 группы должны будут составить предложения, заменить картинки словами. Карточки для (3 группы)

на уничтожает .

и переносят инфекции.

и летают над .

опыляют .

— Выполним проверку.

(дети зачитывают предложения вслух)

— Молодцы! Оцените свою работу. В графе 5 задание выставляем баллы.

(оценивают)

— Сегодня на уроке мы ставили цель: узнать новое о насекомых, уметь различать вредных и полезных насекомых. Мы выполнили все задания, которые позволили нам достичь поставленной цели.

7. Домашнее задание.

— Предлагаю вам дома нарисовать полезное насекомое, которое вам понравилось.

8. Рефлексия.

— Вот наш урок подошёл к концу. Вы хорошо потрудились. Оцените себя — по листам самооценки. В последнем столбике вам нужно будет выставить себе оценку.

Где у вас зелёный круг – вы ставите 5 баллов;

Где у вас жёлтый круг – вы ставите 4 балла;

Где у вас красный круг – вы ставите 3 балла.

Посчитайте общее число баллов и выставите в последней графе оценку.

23 – 25 баллов – оценка «5»

18 – 23 баллов – оценка «4»

13 – 17 баллов – оценка «3»

< 13 баллов – оценка «2»

(оцениваю)

— Поднимите руку, кто получил оценку «5», «4», «3».

— Молодцы!

— А сейчас мне очень хотелось бы узнать, насколько хорошо вы чувствовали себя на уроке, все ли запомнили. Я предлагаю вам населить ромашки насекомыми. У вас на парте лежат бабочки зелёного, жёлтого и красного цвета. Если вам сегодня понравилось на уроке, вы всё поняли и сможете научить этому своего товарища, вы крепите – зелёную бабочку, если вам было интересно, но кое-что вы не совсем запомнили, вы крепите – жёлтую бабочку. А если вам было скучно, вы плохо запомнили то, о чём мы говорили, вы крепите – красную бабочку.

— Молодцы! Посмотрите, какая красивая полянка у нас получился.

— Закройте глаза. Мысленно перенеситесь с прекрасной полянки в класс. Откройте глаза.

(слайд №13)

— Мне приятно было с вами работать. А закончить наш урок я хочу словами А.Л. Барто.

Я сорвал цветок — и он завял,

Я поймал жука – и он умер у меня на ладони.

Я посадил птицу в клетку – и она погибла в неволе.

И тогда я понял, что прикоснуться к красоте

можно только сердцем.

А. Барто

(слайд №14)

— Прошу вас, помните об этом. Спасибо за работу.

(слайд №15)

Интернет-ресурсы

Высказывание http://pro-razvitie.ru/blogs/svetlyi-blog/ja-sorval-cvetok-i-on-zavjal-ja-poimal-zhuka-i-on-umer-u-menja-na.html

Дидактические картинки http://gigabaza.ru/doc/77287-p2.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *